Христианская газета №1 январь - март 2003 г.

(Продолжение, начало в №4 2002г.)
Сегодня имеется тысячи публикаций, обсуждающих брак и супружескую жизнь. Большинство из них содержат полезные советы, но всё же у многих семейная жизнь распадается, а у многих стоит на грани распада.

Только одна Библия дает верные советы, которые могут способствовать успеху брака и укрепить брачную жизнь и брачный союз. И кто придерживается полностью всего, что советует Библия, у того брачные узы всё более и более стают сильными.

Христианская этика - это этика общей взаимной ответственности, и поэтому в ней идея прав и привилегий отходит на задний план, а первостепенное значение приобретает идея долга и обязанностей (обязательств). Установление христианской этики сводится не к тому, чтобы спрашивать: «что они должны сделать для меня», а «что я должен сделать для них».

Совершенно новым в христианской этике личных отношений является то, что все эти отношения - в Господе. Вся жизнь супругов проходит во Христе.

Жена должна повиноваться мужу, а муж должен любить жену: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе, Мужья, любите своих жён, и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:18-19). Муж и жена должны найти друг в друге радость и полноту. Любой брак, в котором всё делается для удобства одного, и где другой существует единственно для того, чтобы удовлетворить потребности и желания первого - это не христианский брак.

Согласно послания к Коринфянам, супругам необходимо обратить внимание на очень важное обстоятельство, к которому многие состоящие в брачном союзе относятся не по Писанию. Везде в отношениях человека к человеку, человека к Богу и даже в отношениях между Богом и Христом существует известное подчинение: «Хочу также, чтобы вы знали, - пишет апостол Павел, - что каждому мужу глава Христос, а жене - муж; а Христу глава - Бог» (1 Кор. 11:3). И далее апостол дополняет и пишет: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Поэтому жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену,  все же -  от Бога» (1 Кор. 11:8-10).

Однако из вышеупомянутого текста мы видим, что христианские брачные отношения - самые драгоценные узы в супружеской жизни. И во всех обстоятельствах жизни муж и жена тесно связаны. И все отношения - отношения только «в Господе».

Необходимо обратить внимание на увещание, обращенное к женам и мужьям в послании к Ефесянам. Жёнам апостол Павел предписывает, чтобы они повиновались своим мужьям, а мужьям любить своих жён до готовности положить за них свою жизнь, подобно тому, как Христос предал Себя на смерть для спасения людей. При этом апостол Павел излагает учение о христианском браке, как образе единого неразрывного союза Христа с Церковью.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё… Так должны мужья любить своих жён, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя…» (Ефес. 5:22-30).

В этих словах ап. Павла мы находим Божественные и необъемлющие наставления в отношении благословенных взаимоотношений мужа и жены. Выше указанные тексты не содержат полного перечисления всех предписаний в браке. Они упоминают те пункты, которые очень часто забываются супругами и приводят их к разочарованию. Эти важные указания взаимоотношений особенно подчёркиваются, чтобы Богом данный союз был по Его помыслу и взглядам.

Супруги должны помнить, что если, позиция жены по отношении к мужу, в подчинении ей Богом данной главы, то тогда забота мужа к жене совершается в любви. Повиновение жены своему мужу должно быть “как Господу”. Послушание должно быть таково, как бы это было послушание самому Христу, т. е. такое же искренное, такое же полное.

Основание для такого послушания состоит в том, что “муж есть глава жены”, при том имеющий своим образцом Самого Христа в Его отношении к Церкви. Христос  потому и называется главою церкви, что Он есть её Спаситель.

“Как Церковь повинуется Христу”. Апостол Павел в своём основании имеет ввиду учение Христа, которое для нас, христиан, во всех нравственных вопросах остаётся наивысшим авторитетом. И если апостол требует подчинения жены своему мужу, то он этим не хочет унизить женщину, а напомнить ей, что муж для неё  авторитет. И повиновение жены своему мужу не есть что - либо вынужденное от неё, а предъявляется ей потому, что она видит в муже то, что церковь  в Иисусе Христе.

Но если муж есть глава жены и жена обязана ему повиноваться, то ап. Павел далее делает увещевание к мужьям  и мужья обязаны свои требования к своим жёнам соразмерить с любовью. Они должны любить своих жён и любить именно так, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. Таким образом апостол Павел научает мужей самопожертвованию в  истинную  пользу их жён. Любовь мужа к жене должна доходить до самопожертвования только там, где дело идет об истинном благе жены. Во всех же других случаях, когда требования жены к самопожертвованию мужа не имеют такого основания, странно было бы требовать от мужа, чтобы он непременно жертвовал собой для жены.

Мужья должны любить своих жён”, ибо жёны составляют собою собственные тела своих мужей, образуют, по своему происхождению, составную часть их собственной личности. Любить свою плоть естественно необходимо “ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть... Так каждый из вас пусть любит свою жену, а жена да боится своего мужа” (1 Кор. 11:29-33). Отношение Христа к Церкви напоминает собою отношение мужа и жены.

“Жена да боится мужа своего”. Здесь апостол имеет в виду не рабский страх, боязнь наказания, а боязнь, какую мы чувствуем, когда думаем, как бы не оскорбить любимого человека нашим поступком. Это тоже, что добровольное повиновение. Таким образом библейское повиновение (подчинение) жены задумано не как рабство, а из совершенной любви к мужу (Тит. 2:4-5). Из совершенной любви “Сара повиновалась Аврааму, называя его господином” (1 Петр. 3:5).

Брак должен быть основан на взаимных обязанностях: “Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах” (1Петр. 3:7).  Практика показывает, что брак, в котором одни пользуются всеми привелегиями, а все обязанности возложенны на другого, не совершенен и может расстроиться в любой момент.

Христианская этика никому не даёт привилегий, она указывает каждому на его обязанность. Каковы же обязанности мужа? Он должен быть благоразумным. Он должен быть тактичным и внимательным к чувствам своей жены. Он должен знать, что женщина - это слабый пол и что обходиться с ней нужно нежно. Он должен помнить, что у женщины равные с ним духовные права. Она  “сонаследница благодатной жизни”.

Если муж не будет выполнять эти свои обязанности, между его молитвой и Богом встанет стена. Вздохи оскорблённой жены встают между молитвой и слухом Божиим. И в этом большая истина. Наши отношения с Богом не могут быть правильными, если не правильны отношения мужа с женой и жены с мужем. Лишь когда супруги единодушны между собой, они могут быть единодушны с Богом.

Счастливые отношения между мужем и женой-  это не только мир и радость в семье, но и услышанные совместные молитвы супругов. Как только восстанут горькие отношения между мужем и женою, нарушается и молитвенная жизнь. Поэтому супруги должны жить друг для друга, а вместе - для Господа. И чтобы получить от Бога благословение, супруги должны отдать своё сердце друг другу по Слову Божьему и жить совместно для славы Божией.

Богдан  Криль

(Продолжение следует.)

 

 

главн. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Сайт создан в системе uCoz