Христианская газета №1 январь - март 2003 г.

Из истории веков
Пастор Михаил Тарасюк
Мы начинаем печатать исторические очерки по просьбе читателей. Считаем, что эта важная тема для рассуждений  и требует правдивой исторической информации. Постараемся дать ответы на поставленные вами вопросы:

1. Происхождение и смысл слова «история». Разделение истории на периоды.

2. Нужно ли знать историю? Дано ли Богом об этом повеление?

3. Важность истории. Имеет ли она влияние на наше спасение, богопознание и жизнь вечную?

4. Кому нужно знать историю?

Слово «история» - греческого происхождения и обозначает «распрашивание, разузнавание между людьми о чем-либо совершившемся, когда очевидцем или личным свидетелем почему-то не удалось быть». Как говорил первый греческий историк Геродот: «Писать нужно самое главное, самое замечательное, заслужившее внимание  современников и потомков».

Есть гражданские или светские истории, библейские истории, история церкви, начиная от новозаветного времени до наших дней. Открывая в газете рубрику "Из истории веков», то есть исторических очерков, уже написанных историй многими исследователями прошедших времен, мы будем стараться давать более точную, даже, если это возможно будет, документальную информацию об источниках их происхождений. Как сказал Лукиан - епископ, священномученик, живший в конце III - начале IV века: «Только одной истине должен приносить жертву тот, кто намерен писать историю». Мы желаем предоставить на суд читателей повествование из историй, уже написанных, но и наш взгляд и рассуждение на события тех времен. Чтобы каждый читатель мог дать собственную оценку и написать в газету свои отзывы и вопросы по этим темам. Самое важное в этом вопросе - желание посмотреть на ход исторических событий не с позиций разных человеческих пониманий и сравнений, не лишенных предвзятости церковных учений, но что об этом говорит Библия и христианская мораль.

Чтобы лучше ориентироваться в истории прошедших веков, ее делят на периоды:

1. Библейская история, события которой записаны на страницах Библии, которой мы веруем. Она делится на историю Израильского народа до новозаветного времени и историю Евангельского апостольского времени.

2. История новозаветней церкви:

а) от апостольских дней до 313 года - время правления римских языческих кесарей до правления Константина Великого;

б) средневековый период - от Константина до реформации 1517 года - время вселенских соборов, правление константинопольских императоров и ими поставленных епископов и патриархов на Востоке, а на Западе - усиления владычества римо-католической  церкви до провозглашения Мартином Лютером реформации церкви;

в) новая история от начала реформации до наших дней.

Разнообразных источников исторических событий весьма много: от написанных на камне, папирусе, пергаменте и до печатных изданий наших дней.

2. Дано ли Богом повеление - знать историю?

Да. Мы находим прямое повеление, которое записано в Втор.4:32-35. По прошествию 40-летнего странствования по пустыне, когда Израиль остановился у границ Ханаана на Моавитских степях, через Моисея Бог дал Израилю особое повеление, которое звучало так: «Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба и до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли какой народ глас Бога живого, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты? Или покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь... ».

Почему дано такое повеление? Ведь имеющий ведение прошедшего Бог, творивший историю времен и народов, разве не мог дать Израилю более полную информацию о прошедшем. Ибо даже о будущем Всемогущий говорит равно как и о прошедшем (Исаии 43:18-19). Притом повелевает спрашивать не только историю от сотворения человека, но еще и у других народов: «от края неба и до края

неба». Зачем знать историю всех времен и народов? Ведь это стоит большого труда. Потому что Бог дал повеление не только для Израиля, но чтобы и другие народы услышали о делах Божиих (Псалмы 65:2-5, 66:3-5, 95:3-5). И чтобы эти народы были свидетелями, что сделали их боги для них, сравнивая, что сделал Бог для каждого из сынов Израиля. В Второзак, 4:6-9 Бог уверяет, что таких законов нет у других народов земли. Бог предвидел, что они будут перенимать языческие религии, и дает повеление записать: «чтобы ты знал» (Второзак. 4:35), «и поведай о них сынам сынов твоих» (Второзак. 4:9). И еще «вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов» (Псалом 142:5). Также пророчески говорит Давид о Мессии-страдальце в Псалме 21:28: «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников». Посему благо вспоминать прошедшее, то есть историю дел и могущества Божия, и величать, и славить, и поклоняться Богу всем народам. Бог также дает повеление через пророка Иеремню: «спросите между народами» (Иеремии 18:13), «и разведайте прилежно» (Иеремии 2:10-11). Все эти тексты не только вносят ясность затрагиваемого нами вопроса, но и дают ответ: нужно ли знать историю, и не только библейскую, даже историю других народов.

Богом дано прямое повеление закона для народа Израиля (Втор. 4:32). Но, может быть, язычникам, уверовавшим в Бога Авраама и Израиля и посланного Богом Мессию Иисуса, совсем не нужно знать и исполнять такое повеление? Ведь мы не под законом, а под благодатью.

А теперь рассмотрим в Евангелиях, Деяниях апостолов и в их посланиях есть ли в них учение об этом вопросе, нужно ли ждать прошедшее. Вот возьмем, к примеру, троих евангелистов Матвея (2,4:2), Марка (13:2), Луку (21:6). Они описали одно и тоже событие, когда Христос им поведал о разрушении храма: «не останется камня на камне». И ученики Иисуса Христа поставили вопросы: «когда это будет (разрушение храма и Иерусалима) и какой признак твоего пришествия и кончины века?». И если мы хоть чуть-чуть начинаем рассуждать над этой весьма важной темой и попробуем найти ответ об исполнении этих пророческих предсказаний Иисуса Христа в Деяниях апостолов или в посланиях, то не найдем и окажемся перед закрытой дверью, на которой стоит надпись: «История».

Наши рассуждения окажутся тщетными. Мы вынуждены обратиться к истории, не остался ли какой-нибудь след об этих событиях на ее страницах. Ведь буквальное или иносказательное исполнение этого удивительного пророчества ставит перед нами неразрешимую задачу. Ибо ответ Иисуса Христа на эти вопросы обозначал, что будет в будущем, чего они будут очевидцами. А мы ведь читаем эти слова Иисуса, сказанные ученикам, спустя вот уже около 2000 лет. Посему перед нами стоит вопрос не праздного любопытства. Сбылись ли слова Иисуса Христа за эти прошедшие тысячелетия? Ведь мы верим, что каждое слово Иисуса Христа облечено властью, и все то, что Он сказал о знамениях или лжемессиях, или о разрушении храма и Иерусалима, и о будущем для апостолов, то для нас может оказаться в прошедшем, и мы никогда не увидим исполнения этих пророчеств. На все это отвечает история прошедших времен. И главное, что мы должны знать, что этот Иешуа - Иисус - Мессия Израиля направлял и творил историю всех народов властью Всемогущего Бога, даровал Ему, как сказано: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле».

Слово Божие и его познание изменяло ход человеческой истории, сокрушало преграды на пути истины. Пали, разрушившись, империи и могущества. Нет силы ни у человека, ни у сатаны, чтобы остановить победное шествие истины Иисуса Христа. И подтверждением этому есть  история древности и наших дней. Слава Богу - Всемогущему Творцу истории, как и Создателю будущего, веры и надежды, ибо «в них свидетельствованы древние» (Евр.4). Апостолы же говорили, что это образы для нас (1 Коринф. 10:6).

3. Еще один вопрос весьма важный и противоречивый. Имеет ли влияние история прошедшего на наше спасение, богопознание и жизнь вечную. И какое?

Весьма много христиан ревностных, любящих слово Божие, в меру их познания, говорят, что знание истории не влияет на их спасение, ни на богопознание, ни на жизнь вечную. Да, это правда. Для них не важно был ли Александр Македонский или Антиох Эпнфан, существовал ли козел с

 

одним рогом, зверь с десятью рогами, которого видел пророк Даниил в ночном видении, и когда это было.

Восставали ли лжехристы и лжепророки, были ли лжеучителя в народе Божием? Существовала ли в прошедшем жена-блудница, сидящая на звере багряном, которую видел Иоанн-апостол или все это еще будет? Был ли такой император Константин, названный Великим? И из новейшей истории последний вопрос: был ли Гитлер или Сталин, и было ли уничтожение миллионов евреев в дни их правления?

Но последний вопрос еще имеет свидетелей-очевидцев. Ведь эта трагедия, масштабы которой не знала история, уже сегодня оспаривается, якобы выдумана евреями. А ведь это событие совершилось в сердце Европы, которая называется христианской. Оно родилось в среде нации Мартина Лютера, проповедовавшего оправдание верой, и было чуждое его учению. А сколь малочисленными были христиане, поднявшие голос в защиту братьев, «родных по плоти» апостолу Павлу, за спасение которых он хотел сам быть отлученным от Христа Иисуса. А любовь Иисуса к Его братьям и сестрам по плоти не погасила даже пытки крестной смерти. Это прошедшее истории далекой и близкой, которую, к сожалению, не помнят христиане нынешних поколений.

Так имеют ли влияния эти истории на их спасение и жизнь вечную? Имеют, несомненно.

Вернемся к истории апостольских дней. Апостол Петр сказал, что «будут лжеучителя, которые введут пагубные (гибельные) ереси» (2 Петра 2:1). Кто они? Знаем ли мы их? Где они и когда они были, что «многие последуют их разврату»? Куда мы себя отнесем, ко «многим или немногим»? Ведь первые христиане понимали, что людей, которые открыто грешат, преступая заповеди Божии, не может быть в церкви (1Коринф. 5:13). А если они есть, то это мертвая церковь. Но сегодня лжеучителя этих церквей восседают на самых высоких местах мертвого христианства. Влияет ли эта историческая повторимость на наше спасение и богопознание, и жизнь вечную? (1Коринф.6:10) Приведем в пример зверя, которого видел Даниил, и его рог, который «даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Даниил 7:25). Но в греческом тексте слово «отменить» переводится также «переменить или заменить». Сбывались ли в истории прошедших веков эти ужасные мечты этого зверя? Да, сбывались, и весьма точно описано это в истории. И сколь печально, что множество христиан живут в этой замене праздничных времен и даже не подозревают об этом. Но это уже более пространная тема, которую, если Бог позволит, мы будем обсуждать в будущем. Пересчитывать можно очень много и событий, и времен, персонажей, которые оставили и хорошие, и плохие следы в истории человечества. Но для многих христиан все прошедшее покрыто белыми пятнами. А если что известно, то понаслышке и часто противоречиво. Существует такое понимание, что если мы не знаем того, что нужно знать, то Бог не взыщет. А большинство людей считают: нам нужно самое главное - верить в Иисуса, любить Господа, исполнять заповеди Божии, как говорил Иисус юноше, - и будешь иметь жизнь вечную (Матвея 19:17). «Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоанна 2:4). Ведь отсутствие желания познать истину равнозначно желанию не знать истины. «Но кто любит Бога, тому дано (дается) знание от Него» (1 Коринф. 8:3).

Очень кратко мы остановились на вопросе: влияет ли знание истории на наше спасение, богопознание и жизнь вечную. В нашей статье приведено несколько примеров, но библейских примеров весьма много. Это вся история израильского народа, о которой сказано: «все это происходило с ними как образы: а написано в наставление нам, достигшим последних веков»    (1Коринф. 10:11).

4. Кому же нужно знать историю? Всем. Но учителям  и служителям в первую очередь;

«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2:7);

«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса; Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2-е Тимофею 3:15- 17);

«И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках» (К Евреям 11:32).

главн. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Сайт создан в системе uCoz