Христианская газета  Путь к ИСТИНЕ №2 (38) апрель-июнь 2004 г.

 Интервью газете “Путь к истине” дал пастор Михаил Тарасюк

1. Какое значение слова «вино» на греческом и еврейском языке?
- Греческое слово «ойнос» и еврейское «айин» в переводе на русский язык обозначают «перебродившее вино», а также «виноградный сок, выжатый или же начинающий бродить».
Еврейское слово «тирош» в основном обозначает «сок винограда» или же «отжатый сок».
Но в большинстве случаев в русском переводе Библии «тирош» переводится словом «вино».
Хотя, например, в Осии 4:11: «Блуд, вино («айин») и напитки («тирош») завладели сердцем их».
2. При каких обстоятельствах или событиях в Ветхом Завете разрешалось пить вино?
- Разрешение пить вино как и запрещение - это условное значение. Сначала нужно посмотреть, что такое запрещение. Запрещение пить вино дано прямым Божиим указанием в законе: “Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть” (Лев. 10:9). Очень ясно сказано: при исполнения служения в храме всем священникам под страхом смерти запрещено пить вино и опьяняющие хмельные напитки. Бог через пророка Иезекииля подтверждает это повеление закона (Иезек. 44:21). Назореям также запрещалось пить вино под страхом потери всего предыдущего труда и времени обета освящения (Чис. 6:3; Амос 2:2).
Этот вопрос весьма важен для понимания служения Богу, которое было в Ветхом Завете и стало прообразом служения Богу в Новозаветное время.
Много раз в Ветхом Завете описано о питии виноградного сока «тирош» - но в русском переводе записано «вино».
В Притчах 9:25 говорится о питии вина разбавленного водой и при отсутствии достаточного количества воды, так как кислотность вина многократно понижает жажду (Плач Иер. 2:12). Так что питие вина, можно сказать, было похоже на лекарственное средство, нежели на опьяняющие или хмельные напитки. Но предостережения, данные Богом, которые записаны в Ветхом Завете, говорят о главном: вино как часть ритуального служения не становилось средством влекущим ко греху и не превращалось в зло пьянства. А эти предупреждения Бог сразу начал объявлять, начиная с законов освящения и служения перед Богом .
Питие вина - это часть оргии идолопоклонства (Втор. 32:38; Исх. 32:6; 1 Кор. 10:7).
Неумение и нежелание отличать чистое от нечистого, святое от мерзости (Лев. 10:9-10).
Питие вина влекло к грабежу (Пр. 4:17), к блуду и разврату (Пр. 13:30), неверному истолкованию законов и правосудия (Лев. 10:11; Осии 4:11), к алкоголизму, граничащему с отвержением Бога, то есть неверию и атеизму (Ис. 22:12-14; 1 Кор. 15:32).
Вместо глупой храбрости пить вино, Бог внушал мудрым остерегаться винопития. Как сказано через пророка Исаию: «Горе тем, кто храбры пить вино», которое увлекало в бедствия и погибель (Ис. 5:22).
3. Что представляло собою вино, которое разрешалось пить в Ветхом Завете?
- Вино - «айин», а также «тирош» - сок, много раз встречается на страницах закона и пророков.
Что можно сказать об этом? В них много похвал вину и не в меньшей мере порицаний. Посему все эти тексты не представляется возможным кратко рассматривать, ибо там много духовных прообразов, как говорит ап. Павел «закон духовен».
Но особенно важно понять, что вино никогда не было опьяняющим средством, когда его пили с ритуальной целью при праздниках и при жертвах. Оно имело ограниченное употребление. Повеление приносить вино для жертвоприношения соответствовало на одного участника жертвоприношения от 70 до 90 гр. вина на один день, ибо жертва должна была быть съедена в тот же день (Числ. 15:5-10; Лев. 7:15-17).
4. Что собою представляло вино, которое употребляли с ритуальной целью?
- Вот как выглядело это в количественном отношении. На одного агнца до 1 года, приносимого в жертву или на пасху (притом число участников трапезы должно было быть 10-12 человек), приносилось четверть гина вина. На барана - одна треть часть гина вина. На быка - половина. Гин имел вместимость 3 литра 660 грамм. Таким образом, на агнца приносилось 915 грамм, на барана - 1 литр 220 грамм, на быка - 1 литр 830 грамм. Так что на пасхальную трапезу вино, разлитое от 2 до 5 чаш на 4-6 часов по времени пития припадало на одного участника трапезы от 70 до 90 грамм. Вот таково было «едите и пейте» при служении Первого (Ветхого) Завета с вином. Несомненно, что характер служения трезвой жизни был общепринятым среди общества сынов Израилевых. Но когда отступали от Бога, тогда вино становилось горем, бедствием общества (Ис.28:1-3). Можно сказать и ещё большим бедствием есть употребление алкоголя в наше время, подобно сказанному у пророка Осии 4:11: «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их». В то время строгое Божие предупреждение имели священники: «вина и крепких напитков не пей» (Лев. 10:9). А назореи с их особенным служением перед Богом не только вина не пили, но даже винограда не ели (Чис. 6:3). Сыны Ионадава - рехавиты даже ритуального вина не пили (Иер. 35:2-14).
Вот как Бог охарактеризовал вино, которое пили язычники при служении иным богам и в разных других случаях: «Вино их яд драконов гибельная отрава аспидов» (Втор. 32:33). В Притчах Соломона читаем: «Впоследствии оно (вино) укусит как змея и ужалит как аспид». Вот таковые предостережения даны в Ветхом Завете Богом, а сегодня тот же «зелёный змей» жалит миллионы людей и жало его не менее ядовито, нежели в те далёкие времена. Поэтому благословения и похвалы вину имели божественные прообразы на Новозаветное время, где сначала «молоко» - Слово Божие нужно давать младенцу, а потом уже «вино» - служение (Ис. 55:1) и свидетельство Духа Святого. Необходимо еще обратить внимание на следующие тексты: “Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы” (1 Пет. 2:9-10) и “Соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле” (Откр. 5:10). Поэтому это строгое предупреждение “вина и крепких напитков не пей” для христиан остается в силе по ныне. 
5. Имел ли ввиду ап. Павел в тексте Ефесянам 5:18: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» «умеренное употребление вина»?
- Многие христиане и не христиане в словах: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18), находят подтверждение «соблазнам», действующим сегодня во многих христианских деноминациях и церквях.
Прежде всего, нужно выяснить значение греческого слова «асотиа», которое в синодальном переводе звучит, как «распутство». Согласно словаря С. И. Ожегова, это слово в русском языке может также обозначать «разврат, половая распущенность», «беспутство», «моральная неустойчивость». Но в греческом языке это слово обозначает ещё «роскошь» или «расточительность». Дословно часть рассматриваемого нами предложения из Ефесянам 5:18 можно перевести: «И не склоняйтесь пить вино. О!(возглас горя) от которого иногда бывает беда (горе, расточительность)». Но, так как традиционное объяснение этого текста весьма неверно и узко, мол апостол Павел вводит ограничения, высказывая «пить, но не упиваться», то есть, не быть очень пьяным. Ответ на это, относительно пития вина или пьянства, у ап. Павла очень категоричен: «Пьяницы царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). Исключено также, что апостол вводил в церковь «умеренное питие вина» или лучше сказать «умеренное пьянство». Ведь следующие слова «но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:18-20) - доказательство этому.
Многие прообразы первого (Ветхого) Завета, а также слова пророков относительно вина «ойнос» названы благословениями (например, Исаии 55:1). «Молоко» - Слово Божие и Дух Святой другой свидетель того же Слова Божия (Евр. 10:15). Вывод таков: не думать о вине, как о средстве, дающем кратковременную радость, но исполняться Духом, который и даёт ту незаменимую сердечную радость спасения и жизни вечной.
6. Ради чего Павел разрешил Тимофею пить вино?
- Употребление вина, как лечебное средство, известно очень давно и эта тема также отражена на страницах Священного Писания. Посему апостол Павел, зная это, подобно той притче о милосердном самарянине, возливавшего на раны вино и масло, рассказанной Иисусом Христом, также советует Тимофею воспользоваться вином в лечебных целях. 
Вот как звучит дословно это разрешение ап. Павла: «более не (одну) пей воду, однако вино мало (или в наименьшей мере) по причине желудка, а также частых твоих недугов». Посему нужно подчеркнуть, что это разрешение - в лечебных целях, а не обычай пить вино, как веселящее средство. И все настойки лекарственных трав, которые известны людям, вмещают небольшое количество спирта. Но эта тема более освещается с медицинской позиции. А тема, затронутая ап. Павлом, говорит об исключительном случае, то есть, в связи с болезнью. Из чего можно сделать вывод, что вино, как напиток хмельной, не употребляли апостолы и их последователи.
7. Многие христиане, употребляя перебродившее вино, видят в этом большую пользу для физического здоровья. Таковые ссылаются на текст 1 Тимофея 5:23 и говорят, что ап. Павел разрешил употреблять вино Тимофею.
- Как уже было сказано, необходимое употребление вина - это врачебное предписание, т.е. лекарственное средство от болезни, о чём говорит ап. Павел Тимофею. Притом, нужно обратить внимание на то, что слово греческое «олиго» означает мало, (немного, в наименьшей мере). Ну а кому придёт мысль приписать себе негласно лечение вином или ради профилактики здоровья, то в послании к Тимофею следующий стих говорит: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению» (Тим. 5:24).
Всякую болезнь лечит не само по себе то или иное лекарственное средство, но Господь наш Иисус Христос. О сём в первом Завете сказано: «Если ты будешь слушаться Господа Бога твоего и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые Я навёл на Египет. Ибо Я Господь Бог твой целитель твой».
8. Многие задают вопросы: Почему в некоторых церквях запрещают пить пиво? Ведь пиво утоляет жажду? Есть ли библейское основание запрещать пить пиво?
- Пиво и искусственно приготовленные вина из различных плодовых, овощных и иных растений в Библии назывались «шекаф», в переводе на русский - «сикера». Как и вино, также и сикеру запрещалось пить священникам и назореям. Как говорил ап. Павел о сынах дня и сынах ночи, то ясно, что всякий человек, употребивший алкогольные напитки, теряет трезвость. Не обязательно, чтобы его проверяла ГАИ и временно отнимала права на вождение автомобиля. Ведь ап. Пётр говорит о народе Божием, которым он должен быть и на деле: «Но вы род избранный, царственное священство, люди взятые в удел». Ведь слова, “священство” и “отделённые” говорят о служении, которые несли перед Богом и народом назореи (отделённые, освящённые) (Чис. 6:7). Ведь питие вина, пива и других алкогольных напитков «за здравие» ведёт к печальному исходу, о котором предупреждает Божия премудрость: «Не смотри на вино, как оно искрится в чаше. Впоследствии как змей оно укусит, и ужалит как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жён, а сердце твоё заговорит развратное и ты будешь как спящий среди моря на верху мачты», (Пр. 23:31-35). Может ли такой человек рассуждать здраво, трезво? Ведь это трагедия людей, теряющих веру. Всякое употребление, каких бы то ни было напитков, вмещающих алкоголь, притупляет чувство реальности, как сказано в Притчах о вине и секире: «Чтобы напившись они не забыли закона» (Пр. 31:5). Ведь отступление - осквернение духа, души и тела ведет к неприятию Божиих заповедей, или даже хуже того. Оно ведёт к дерзкому отрицанию как Божиих, так и тех заповедей, которые даны через апостолов от Господа Иисуса Христа (1 Фес. 4:2). О чём сказано на страницах Библии (Чис. 15:30; 1 Ин. 2:3-4; 5:2).
Очень верно сказал Бог через пророка Осию: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» (Ос. 7:13-16).
В завершение этой беседы скажу. Вино в Новозаветное время имеет духовные символы и нельзя их профанировать и подменять под будничные желания плоти. А также нельзя трансформировать эти символы в собственную нарочитую духовность: «нам Бог не «сказал» или «Бог не открыл»». Слова отступление и осквернение равнозначны по написанию и звучанию древнееврейского оригинала. Затем наступает неспособность рассуждать согласно наставлениям Божиим, т.е. превратное разумение, тогда мысли, слова и действия, как в кривом зеркале, искажённые. Но не зная сего, многие с фанатичной уверенностью защищают отражение этого кривого зеркала. Ап. Павел так сказал: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая (это слово в греческом языке звучит «отражающие») на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Только в Библии есть истинное отражение славы Божией как первого (Ветхого), так и Нового Заветов.
Вино, которое пьём мы в Церкви Христовой на вечере Господней - есть символ Крови Господа нашего Иисуса Христа, Крови Завета вечного. Он отдал её для всесовершенной жертвы: прощения, искупления, избавления, очищения и освящения. Для принятия и утверждения среди язычников Завета вечного (Мат. 16:28; Евр. 10:29; 13:20).
Это всё представляет святыню величайшего, несравнимого значения.
9. Говорят ли Новозаветные Писания об умеренном питии вина?
- В Новом Завете об умеренном употреблении вина ничего не говорится. Употребление вина ради гостевого застолья и ради других причин на страницах апостольских посланий я не нашёл. И навряд ли искренние и боящиеся Бога христиане найдут. Употребление вина как лечебного средства в малой мере, о чём выше уже было упомянуто, разрешено. Но беда состоит в том, что многие христиане, не имеющие нужды в лечении, ссылаясь на текст (Еф. 5:23) выпивают этого «лечебного средства» по 200 и более грамм по несколько раз в день и стают духовно хроническими больными на всю жизнь.

Интервью взял Б.Криль 
(Окончание в следующем номере)

 

 

На главную

 

Сайт создан в системе uCoz