Христианская газета  Путь к ИСТИНЕ №2 (38) апрель-июнь 2004 г.

«РАЗВОД» 

(Продолжение, начало смотри в № 4(32) 2002г.)

Наш век - это век утраты христианского долга. С каждым днём мы наблюдаем увеличение количества разводов. Развод в нашем обществе приобретает характер эпидемии. Последние статистические данные говорят, что почти половина всех браков заканчивается разводом. Развестись сейчас очень легко. Такое мнение достаточно распространено и многие считают это вполне достаточным шагом, если семейная жизнь не ладится. 
Развод - очень серьёзное дело. Когда брак христианина оказывается на грани развода, человеку следует поступать, как учил Христос. И это станет испытанием его смирения перед властью Христа. Обо всём, что касается брака и развода, Христос высказал достаточно ясно. Если в вопросах развода мы хотим полагаться на Христову мудрость и Его здравое учение, то мы обязаны отвергать всякие домыслы. Брак устанавливается и регулируется Божьей истиной. Проблемы брака не могут решаться человеческими домыслами. Только истина несёт свободу и искупление как в браке, так и в жизни в целом.
Брак был предусмотрен Богом в качестве интимного и взаимодополняющего союза мужчины и женщины, в котором эти двое становятся физически единым целым на всю жизнь. Из-за грехопадения человека божественное назначение брака и его функция были искажены грехом, поэтому брачные взаимоотношения нередко разрушаются. Грехопадение человека вызвало ожесточение в сердцах людей по отношению к Богу и по отношению друг к другу. Грех породил многоженство: прелюбодеяние и все разновидности извращений, и разрушает предусмотренный Богом идеал брака. Прекращение брачных отношений вызывается грехом. И сама смерть, которая отрывает брак (Рим. 7:1-3), возникла из-за греха Адама. Из-за греха появились разводы, и Моисею пришлось как-то их регулировать (Втор. 24:1-4; Мат. 19:8). Развод не был ни установлен, ни предусмотрен Богом. Он, напротив, порождён грехом и противоречит идеалу брака (Мал. 2:14).
Порядок учреждённого Богом брака нерушим до самой смерти. Вследствие того вопрос о повторном браке может рассматриваться только для овдовевшего супруга:
«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» (Рим. 7:2). 
“Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1 Кор. 7:39). 
“Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак ...” (1 Тим. 5:14).
Библейский закон о браке, как выражение неопровержимого Божьего порядка, остаётся строго соблюдаемым и нерушимым до смерти. После смерти одного супруга, оставшийся в живых может снова вступать в брак. Писание конкретно и ясно говорит: “Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует” (Лук. 16:18). “Посему, если при живом муже выйдет замуж за другого, называется прелюбодейцею” (Рим. 7:3). Развод - это расторжение брака. Нарушение божественных норм неизбежно влечёт за собой тяжёлые последствия. Супруги, расторгшие брак, лишают себя возможности воспитывать детей. Грех в супружеских отношениях становится источником душевных мук.
Развод - это грех, который причиняет много страданий, стыда и осложнений, также, как неистовое распутство, разврат, мужеложество, скотоложество, сожительство с близкими родственниками и любая половая нечистота. Наверно, нет ни одного послания, чтобы ап. Павел не говорил об этих грехах и о людях, совершающих их. Библия осуждает все формы неправильного полового поведения и говорит, что делающие это “Царства Божия не наследуют” и что “гнев Божий грядёт на сынов противления” (1Кор. 6:9-10; Кол. 3:6). Бог судит неправильное половое поведение по тем же принципам, что и любое неправильное поведение.
Человечество для развода установило сотни причин, но здравое учение Иисуса Христа - только одну. Трагедия брака во времена Христа была очевидной: “И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться” (Мат. 19:3-10).
Уже в те времена браки были непрочными и разводы стали, к сожалению, обычным делом. За вопросом, который задали Иисусу, стояла наибольшая проблема, ибо уже тогда выражения “что-нибудь противное” (Втор. 24:1) действующая школа Шимая и школа Гиллея толковали по-разному. Школа Шимая определённо считала, что выражение “что-нибудь противное” - значит блуд, внебрачные связи, измена, и только по этой причине можно разводиться со своей женою и отослать её. Школа Гиллея, напротив, толковала это выражение, как разрешение развестись со своей женою, если, например, она испортила ему обед, разбила любимую тарелку, ходила непричёсанная и ряд других тому подобных причин могли стать поводом для развода. Раввин Анива считал возможным развод, если муж встретил более привлекательную женщину.
Совершенно очевидно, что большой популярностью у евреев пользовались взгляды Гиллея. Еврейский историк Иосиф Флавий отмечал, что в те времена развестись можно было “по любому поводу”. Вот почему был поставлен Иисусу вопрос: “По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?” Именно этот вопрос вызывал наибольшие споры между представителями двух ведущих школ. Вопрос развода касался толкования закона и стоял не просто: “По всякой ли причине”. Весь вопрос заключался в том, какие основания для развода можно считать законными.
В ответ Иисус напомнил фарисеям о том, каким был учреждён Богом брак при сотворении мира: “Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ...” (Быт. 2 :24) и закончил словами: “Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. Христос показал, что идеал брака - это высокий Божий идеал. Брак - это единство двух полов. Этот идеал передан ещё вначале. Христос вынудил фарисеев взглянуть на вопрос развода с библейской точки зрения. Иисус Своим ответом в сущности сказал, что если в законе Моисеевом есть некоторая неопределённость, то руководствуйтесь словами, сказанными Богом при сотворении мира.
Тогда фарисеи ещё задали Иисусу вопрос, касающийся закона Моисея: “Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?”. Смысл вопроса более чем очевиден: Если Бог вначале, т.е. при сотворение мира, не замышлял развода, то почему же Он тогда уполномочил Моисея “давать разводное письмо”. Ведь в этом вопросе кроется что-то непонятное. Иисус ответил ясно и конкретно: “Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так”.
Читатель, глубоко исследующий Священные Писания, в данный момент, читая тексты Матфея 19:3-10, должен обратить внимание на слова фарисеев и Христа. Фарисеи говорили: “Моисей заповедал давать развод”, а Христос сказал: “Позволил разводиться”. Смысл слова “заповедал” означает установил в обязательном порядке, повелел и предписал к непременному, всегдашнему исполнению. Смысл слова “позволил” означает согласился. Христос объяснил фарисеям, что Моисей вынужденно дал согласие на развод по причине жестокосердия людей. Но при сотворении мира ни о каком разводе не было речи.
Основанием для развода Иисус признаёт только грех прелюбодеяния (супружескую измену) и неверность одного из супругов. И в заключении Он говорит: “Но говорю вам: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует”. О повторном браке Иисус ничего не сказал. Необходимо ещё отметить, что ученики Иисуса, выслушав все сие, сказали Ему: “если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться”.
Вопрос развода ещё описан ап. Павлом в его первом послании к Коринфской церкви: “А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь” (1 Кор. 7:10-15).
В изложенном тексте ап. Павел не даёт ни малейшего повода для брака верующего с неверующим. Он говорит о супругах, которые вступили в брак ещё до уверования, после чего один из них уверовал. Он даёт таковым советы как им себя вести. В таких случаях верующая сторона не должна быть инициатором развода. Но если неверующая сторона желает развода “пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны”.
Люди мира сего и, к сожалению, некоторые христиане, супружескую измену и развод едва ли осуждают. Христиан «под законом» сменили христиане «без закона». В Церкви Иисуса Христа измена и развод не имеют места. Какое будущее ждёт общество, в котором распадается более половины семейных союзов?
Богдан Криль
(продолжение следует)

На главную

Сайт создан в системе uCoz