Христианская газета  Путь к ИСТИНЕ №2 (38) апрель-июнь 2004 г.

Значение Десяти Божиих заповедей в Новом Завете

(Продолжение. Начало 2(34) 2003г. )
(Начало в № 2(34) 2003г.)
Рассуждая о Десяти Божиих заповедях, на страницах предыдущих номеров мы выяснили, что заповеди Божии, в т.ч. и четвёртая, в Новом Завете остались в силе. Сам Иисус Христос субботу не нарушал и никого не учил её нарушать. Мы также выяснили, что святость седьмого дня недели не перенесена на первый, и что Библия на соблюдение первого дня недели никаких указаний не даёт.
Продолжая рассуждение о четвёртой заповеди: “помни день субботний”, на основании Священных Писаний Нового Завета мы убеждены, что апостолы субботу не нарушали и не учили ни Иудеев, ни язычников соблюдать первый день недели. Рассматривая некоторые события соблюдения субботы, описанные евангелистом Лукою в книге Деяния святых апостолов, необходимо обратить внимание на следующее: 
І. Павел и Варнава приплыли в Антиохию Писсидийскую и в субботу в синагоге проповедовали о Христе и о благодати Божией (Деян. 13:14-15; 42-44). В синагоге были и язычники. “При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие”.
Если учитывать мнение миллионов людей, что суббота была отменена, святость седьмого дня была перенесена на первый день недели и первый день недели в Новом Завете нужно соблюдать вместо субботы, то почему Павел и Варнава им ничего об этом не сказали. Почему не сказали: “давайте соберёмся завтра, т.е. в первый день недели и будем проводить богослужение и продолжать говорить о Христе и о благодати Божией”. Но нет! Они этого не сказали. Они подождали всю неделю до следующей субботы и “в следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие”.
ІІ. Что уверовавшие во Христа язычники соблюдали субботу - это факт неоспоримый. Иудеи никогда не обвиняли язычников в нарушении субботнего дня, а только в нарушении Моисеева закона, ибо требовали, чтобы язычники обрезывались. Об этом мы читаем в 15 главе: “некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись” (15:1). 
В Иерусалиме собравшиеся апостолы и пресвитеры не имели нужды решать вопрос о необходимости соблюдения Десяти Божиих Заповедей, в т.ч. и субботы, так как соблюдение Десяти Божиих Заповедей входило в здравое учение Иисуса Христа. Собравшиеся в Иерусалиме решали вопрос об обрезании.
В Иерусалиме не отменили соблюдение субботнего дня и не установили соблюдение первого дня недели. Собравшиеся в Иерусалиме первый день недели не назвали “воскресеньем”, “святым днём” или “днём Господним” и не перенесли святость седьмого дня на первый день недели. В Иерусалиме решался вопрос обрезания. Поэтому уверовавшие во Христа Иудеи и обратившиеся к Богу язычники и далее продолжали соблюдать субботу.
ІІІ. Совершая миссионерские путешествия, ап. Павел и Сила несколько дней пробыли в Филиппах (16:12). В этом городе был молитвенный дом. Но характерно, что в молитвенном доме собирались не в первый день недели, а в седьмой, т.е. в субботу. “В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами” (13ст.). Одна женщина именем Лидия обратилась к Богу (ст.14-15). Вероятно, она была язычница. Не важно кем она была, а важно то, что ап. Павел в молитвенном доме проповедовал в субботу. И более того, важно то, что ап. Павел никому из присутствовавших в молитвенном доме ничего не сказал, чтобы они не собирались в субботу, что суббота отменена и её уже не нужно соблюдать, а вместо субботы нужно соблюдать первый день недели.
IV. Ап. Павел в Коринфе полтора года в буднии дни занимался физическим трудом, но “Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов” (Деян. 18:4). Когда Иудеи “противились”, он обратился к язычникам и “поучал их слову Божию” (Деян. 18:11). Ап. Павел в субботние дни проповедовал в синагогах и Иудеям, и Еллинам.
Греческое слово “сюнагоге” первоначально обозначало собрание людей, затем место собрания Иудеев и христиан. В Иакова 2:2 “в собрание ваше” буквально означает “в синагогу вашу”. Синагога - дом, где собрание имело своё помещение.
Еллинами в Новом Завете названы не только греки, но и вообще все язычники, к которым часто было обращено слово Евангелия (Рим. 1:16; 10:12; Гал. 3:28).
И вот в Коринфе ап. Павел в будние дни работал, а в субботу ходил в собрание (синагогу) и учил язычников и Иудеев. Никакого намёка о соблюдении первого дня недели мы не встречаем. Не встречаем, чтобы ап. Павел на протяжении столь длительного времени совершал богослужение в первый день недели.
Субботу ни Христос, ни апостолы, ни христиане первых столетий не нарушали. Соблюдение Божией субботы отличает Церковь от остального мира.
Весь христианский мир разделён. Одни верят, что христиане должны соблюдать первый день недели, другие седьмой день - субботу. И факт остаётся фактом, что многие искренние, набожные христиане соблюдают первый день недели, как святой день отдыха. Не исследуя Священное Писание и не зная историю Церкви, люди искренне заблуждаются.
Миллионы людей говорят, что кто соблюдает четвёртую заповедь - соблюдает закон Моисеев. А кто соблюдает третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» или пятую: «Почитай отца твоего и мать твою…», чей закон соблюдает, Моисеев или Божий?
Миллионы людей считают, что христиане, которые соблюдают субботний день, «остались без Христа, отпали от благодати». Неужели те христиане, которые не убивают, не прелюбодействуют, не воруют также «остались без Христа, отпали от благодати Божией»? Никак.
Мог ли апостол Павел, сам соблюдая субботу, другим проповедовать соблюдение первого дня недели? Мог ли апостол Павел в своих посланиях нести учение об отмене соблюдения седьмого дня и необходимости соблюдения первого дня недели?
Многие тексты посланий ап. Павла подверглись извращению, искажению и толкованию в противоположном смысле, а именно следующие тексты: Рим. 6:14; 10:4; 14:5; Гал. 5:4; Еф. 2:15; Кол. 2:16; Евр. 7:12; 7:18; 10:9 и другие.
Прочтите внимательно упомянутые тексты и вы убедитесь, что ни один из этих текстов ничего не говорит об отмене соблюдения седьмого дня недели, т.е. субботы, и об необходимости соблюдения первого дня недели, дня, который следует за субботой.
Рассмотрим текст: «…вы не под законом, а под благодатью» (Рим. 6:14).
Искренний христианин никогда не скажет, что находясь под благодатью можно нарушать третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» (Исх. 20:7), или же пятую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх. 20:12).
А разве, находясь под благодатью, можно нарушать шестую заповедь «не убей», седьмую «не прелюбодействуй», восьмую «не кради» (Исх. 20:13-15)?
Но почему же, находясь под благодатью, можно нарушать четвёртую заповедь: «Помни день субботний…» (Исх. 20:8-11)? Почему?
Нигде не написано, что благодать Божья отвергает соблюдение десятисловного закона, в том числе, и соблюдение субботы.
Благодать Божья не уничтожает закон, «ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Цель и предназначение закона - показать человеку его собственную слабость и греховность, показать человеку, где он поступает неверно. Написано: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7).
Закон, прежде всего, имеет отношение к преступникам. Но «кто любовью служит друг другу» (Гал. 5:13-14), «поступает по духу» (Гал. 5:16) и «водится духом», тот «не под законом» (Гал. 5:18). Праведнику не нужен закон, который бы направлял и контролировал его действия. Праведник не нуждается в законе вообще. Написано: «на таковых нет закона» (Гал. 5:22-24), кто «духом водится», тот «не под законом» (Гал. 5:18).
Если же христианин нарушает волю Божию и «живёт по плоти», тогда над ним «господствует грех», а если же христианин «не живёт по духу», то, без сомнения, он находится «под законом». Его нечестивые поступки «обращают благодать в повод к распутству» (Иуд. 4). И поэтому он сам себя «лишает благодати Божией» (Евр. 12:15-16).
Закон устанавливает все взаимоотношения - человеческие и божественные. Если бы человек в совершенстве соблюдал закон, он был бы в прекрасных отношениях с Богом.
Христианин обязан знать, что:
· «Закон добр, если кто законно употребляет его» (1Тим. 1:8).
· «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Закон свят, ибо является самим гласом Божиим. И искренние христиане находят «удовольствие в законе Божьем» (Рим. 7:22). А беззаконные «закону Божьему не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).
· «…закон положен не для праведника, но для беззаконных…и грешников…» (1 Тим. 1:9-10). Беззаконные не только люди мира сего, но и те, которые знают закон, но сознательно и умышленно нарушают его, удовлетворяя свои желания человеческие.
Из вышеизложенного мы приходим к выводу, что благодать и грех не совместимы. Написано: «Всякий делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3:4). Не стоит ли задуматься, кому будут сказаны слова: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мат. 7:23). Людям, находящимся под законом, или под благодатью? Тем христианам, которые соблюдают волю Божию, или нарушают? Неужели Христос скажет: «Отойдите от Меня…» тем христианам, которые не произносили имя Бога напрасно, соблюдали субботу, почитали отца и мать, не убивали, не прелюбодействовали, не воровали? Наверно, нет.
Мы читаем, что Христос «дал Себя, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит. 214). Одним из плодов духа есть любовь (Гал. 5:22-23). В любви исполняется всё существенное содержание закона, «ибо любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10) «Что же? станем ли грешить, потому что не под законом, а под благодатью? Никак,» - восклицает апостол Павел (Рим. 6:15).
Итак:
· Будучи под благодатью, но не исполняя волю Божию и не соблюдая любую заповедь десятисловного закона, может ли человек наследовать жизнь вечную? Никак.
· Есть ли Библейское основание утверждать, что благодать Божия дала право и свободу нарушать учение Иисуса Христа, нарушать любую заповедь десятисловного закона, в т.ч. и субботу? Никак.
· Отменяет ли благодать Божия любой пункт здравого учения Иисуса Христа, в том числе десятисловный закон? Никак.
· Мог ли ап. Павел под словами: «мы не под законом, а под благодатью» разуметь, что христианин имеет право убивать, прелюбодействовать, воровать? Никак.
· Мог ли ап. Павел под словами: «мы не под законом, а под благодатью» утверждать, что христианин имеет право не соблюдать субботу? Никак.
· В словах: «мы не под законом, а под благодатью» установил ли ап. Павел соблюдение первого дня недели, отменяя седьмой - субботу? Никак.
· «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.» (Рим. 6:15).
· Станем ли нарушать любую заповедь десятисловного закона, чтобы умножить благодать? Никак.
· Будем ли нарушать четвёртую заповедь: «помни день субботний», чтобы умножить благодать? Никак.
«Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?… Итак,-пишет ап. Павел,- да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Рим. 6:2, 12-15).
Четвёртая заповедь: «помни день субботний», как и любая заповедь Десятисловного закона в Новом Завете остаётся в силе. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14).

Богдан Криль (Продолжение следует)

На главную

 

Сайт создан в системе uCoz