Христианская газета  Путь к ИСТИНЕ № 1 (37) январь-март 2004г.

Пастор Михаил Тарасюк


Великая скорбь
(пророчество и время его исполнения)

Многие христиане, читая Евангелию Матфея 24:21, а также Марка 13:19, задают вопрос: "Когда была "великая скорбь" и будет ли еще в конце перед вторым пришествием Иисуса Христа?" На этот вопрос отвечает Иисус прямо и не двусмысленно: "...Скорбь (с греч. "теснота, горе, мучение"), какой не было от начала мира доныне, и не будет" (дословно с греческого текста "никогда нет, не случится"). Отрицание, сказанное Иисусом, что подобной скорби в будущем не будет - это прямо, объективно и фактически.
Это пророческое слово о будущем, которое произойдет с народом иудейским, сказанное Иисусом перед Своими страданиями, насчитывает более 1970 лет. Происходила эта скорбь или нет - вопрос немаловажный. Если вникнуть в сказанные Иисусом слова, это была трагедия, которой до этой скорби не знала история прошедшых веков и после равной ей уже не будет. Сопоставляя все бедствия притеснений прошедших тысячелетий, можно только сказать словами пророка Исаии (Ис. 51:21). Действительно - это народ - страдалец, выпивший много скорби и горя и проливший не меньше слез и крови. Ведь даже сравнивая трагедию Европейского еврейства 1933-1945 гг., где погибло 6 миллионов жертв этого ужасного, за своими масштабами, злодеяния не только против этого народа, но и всего человечества. Кровь стынет от рассказа наших отцов, что были очевидцами этой трагедии, которую хотят предать забвению.
Так почему же та скорбь, о которой говорил Иисус была самой великой? Рассмотрим кратко уже известные события, которые произошли в те дни после воскресения нашего Иисуса Христа.
Когда родился Иисус в Вифлиеме во время царствования Ирода, сына Антипатра идумеянина (Матф. 2:10), народ иудейский ожидал избавления от страшного порабощения. Не меньшим игом было и правление потомков Ирода, поставленных римскими властями. А вследствие частых народных восстаний римляне старались сами управлять Иудеей в лице прокураторов. Понтий Пилат был пятым прокуратором, управлявшим Иудеей во дни проповеди Иоанна Крестителя и явления Господа нашего Иисуса Христа. Правители и все высшее руководство Иудеи (сюда входили и первосвященники) отказались признать в этом незнатном простом учителе Иешуа (Христос) посланного им Мессию. Будучи избранными в то время управлять народом Иудеи, они отказались от самой важной, веками лелеяной всеми иудеями, надежды на пришествие ха Машияха- Мессии.
Так почему они отказались от этой надежды, возвещенной издревле через пророков? А особенно ярко высказана эта надежда через пророчество Захарии, отца Иоанна Крестителя (Луки 1:70-79). Строгость учения, которое излагал Иисус, основана на учении - Торе Моисея и пророков. Зависть среди народа к авторитету Иешуа по Божьему предвидению положила то избрание, которое предложено Всевышним через последнего пророка Малахию 4:4-6: "Помните закон Моисея... чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием". Первосвященники, самая высшая власть иудейского народа, произнесли: "Нет у нас царя, кроме кесаря". Вот как прозвучало их свободное отречение и роковое избрание: кесарь - царь. Отсюда начинается счет предопределения, как когда-то во дни пророка Еремии 6:16-19: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали : "не пойдём”. И поставил я стражей над вами, сказав: "слушайте звука трубы". Но они сказали : "не будем слушать". Итак, слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли." Посему плодом же их желаний и помыслов стала пагуба (погибель).
На восхищение своих учеников о великолепии храма Иисус сказал, что "не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24:1-3). Христос указал им, на какие знамения, которые будут преду-преждением о приближении "великой скорби", нужно обратить внимание.
Вот первое свидетельство согласно, с пророчеством Даниила 9: 27, 11:31, 12:11 -будет "мерзость запустения" (греч. "белюгма эремосеос"). Хотя слово "запустения" дословно обозначает "опустошения" и повторяется в Даниила 8:13 "об опустошительном нечестии". Греч. "эремосеос хамартия" обозначает "опустошительный грех". После этого, когда увидят эту "мерзость запустения (опустошения)", ученики должны выходить из Иерусалима и убегать в горы (Луки 21:20-24). "Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилость запустение (опустошение) его..." (Луки 21:20).
А теперь в подтверждение этих слов Иисуса обратимся к очевидцу тех дней, историку Иосифу Флавию, и кратко посмотрим на хронологию тех событий, предшествовавших "великой скорби". Во время правления прокуратора Иудеи Гесия Флора (64-66 гг.) в Иерусалиме вспыхнуло восстание и распространилось по всей стране. Поводом к восстанию послужило неповиновение требованию Флора выдать 17 талантов золота из храмовой казны. После чего он приказал солдатам убивать и грабить на верхнем рынке всех, кто попадется им в руки. В тот день общее число погибших достигло около 3600 человек. Примирение с римскими властями в лице Флора, обращенное к народу через первосвященников и знать, не дало результата. Восставшие обвинили их в предательстве и убили первосвященника Анания и других священников, желавших примирения. Вот тогда-то и было положено начало "мерзости запустения", ибо храм захватили сикарии (кинжальщики), убивали иудеев даже во дворах храма. По этому поводу историк записал следующее: "Священники, заведовавшие богослужением, стали пренебрегать своими обязанностями, готовясь к войне" ("Иудейская война", кн. II, гл. 17:4). В Иерусалиме восставшие уничтожили весь гарнизон римских солдат. После этого во всех городах Иудеи и по всей Сирии начались столкновения между иудеями и иноплеменниками, увлекшие за собой многие десятки тысяч жертв с обеих сторон. Но более бедственным было положение иудеев в Сирии, где из-за давней врожденной вражды к иудеям иноплеменники истребляли всех от мала до велика. Только в Антиохии, где была церковь христиан (Деян. 11:25-26), иудеев не убивали. Это все было только вначале восстания.
Наместник Сирии и Иудеи Цестий во главе 15-тысячного войска пошел на Иерусалим подавить восстание. Он истреблял по пути на Иерусалим всех иудеев, живших в городах и селах, кроме юношей, отроков, младенцев мужского пола, которых продавал в рабство. 30 октября 66 года римские легионы подошли к Иерусалиму и бросились на штурм, чтобы взять город. За стенами города все было уничтожено. На шестой день штурма Цестий дал приказ войскам отступить от города. А через два дня войска римлян начали отступать, покинув Иерусалим, они наступали в сторону Кесарии без видимых на то причин, как говорит историк Иосиф Флавий. Тем временем иудеи, воодушевленные, как бы видимой помощью свыше, начали преследовать римские войска.
Из Гаваона отступление римского войска превратилось в бегство. Бросив обоз и все военное снаряжение, римские войска понесли потери убитыми 5 680 солдат. Вот такова хроника начала восстания тех дней, повлекшая за собой более и более скорбные последствия. Историк по поводу этого записал: "После поражения Цестия многие знатные иудеи оставили город, точно так же как спасаются с погибающего судна (корабля)" ("Иудейская война", кн. П, гл. 20:1).
Вот здесь мы остановимся на пророческих словах Иисуса, которые исполнились буквально и фактически. Таково было знамение, предреченное Иисусом. "Мерзость запустения (опустошения)" и окружение Иерусалима римскими войсками послужило ученикам Христа знаком, чтобы уходить из Иерусалима и Иудеи. Молитвы учеников и апостолов Иисуса Христа были услышаны, как сказано: "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу" (Матф. 24:20). Наступала зима, но Господь продлил время до начала войны на полгода. Военные действия против иудеев, которые возглавил римский полководец Веспасиан со своим сыном Титом, начались в апреле-мае 67 года (и то сначала в Галилее и Самарии) до середины лета 67 года. После смерти Нерона, с 68 года до весны 70 года, когда провозглашенный своими войсками императором Веспасиан старался утвердить свою власть в Риме, военные действия прекратились. Евсевий, кесарийский епископ, в "Истории Церкви" написал следующее: "Увидев исполнение пророческих слов Иисуса “Иерусалимская община ушла в Пеллу в Перее”, то есть в Заиорданье " ("История Церкви, кн. III, гл. 5).
О бедствиях, постигших иудеев во время восстания, трудно описать: настолько они были жуткими. Со средины лета 68 года по апрель 70 года (почти целых два года) в Иерусалиме шла гражданская война между восставшими. И когда весной 70 года Иерусалим окружили римские войска во главе с Титом, то Иерусалим был наполовину сожжен в войне трех воюющих партий. Все запасы продовольствия, которых бы хватило на несколько лет осады, были уничтожены. Из многих сотен тысяч защитников города к началу осады осталось 25 тисяч. Даже, когда тараны римлян начали разбивать стены Иерусалима, на Пасху произошло кровавое истребление зелотов - защитников храма. К празднику в город сошлось много народа, ибо после двух лет перерыва многие думали, что римляне никогда не приступят к Иерусалиму. Согласно данных, описанных Иосифом Флавием, пасхальными жертвами в городе было более 2 миллионов людей. И весь этот народ оказался запертым в Иерусалиме, из которого бежать было уже невозможно. Голод стал вторым врагом для осажденных. И всех перебежчиков ожидала неминуемая смерть либо от своих, либо от римлян. "Число распятых до того возрастало, что не хватало места для крестов и не хватало крестов для тел" ("История Иосифа Флавия", кн. V, гл. 11:1). Доходило даже до каннибализма - исполнилось страшное предсказание, произнесенное Моисеем (Втор. 28:52-57), а также Иеремией (Иер. 19:7-9, Плач Иер. 2:20, 4:10). Вот таково было их избрание: "Нет у нас царя, кроме кесаря", повлекшее за собой предопределение ярости властителей, не знавших границ своей злобы. С этого времени "великой скорби" мир разделился на два лагеря: скорбящих -переносящих скорби, оскорбляемых и оскорбителей - причиняющих другим скорбь, горе и страдания.
О последствиях великой скорби, в которые вошли все люди земли, особенно христиане первых веков, пойдет у нас речь в следующем номере.


Продолжение следует

 

Историческая справка

Иосиф Флавий родился в 37 году нашей эры. Его настоящее имя Иосиф бен Матитияху. Родом из Иерусалимского священства. Прадед его, Симон, был первосвященником. По его словам в юности он был несколько лет в среде ессеев, но потом, оставив их, примкнул к партии Фарисеев. В 60 году прибыл в составе делегации Иудеев к императору Нерону и оставался там до 65-66 года. Вернувшись из Рима, оказался в центре восстания населения Палестины против римского владычества. Ему поручили возглавить повстанческие войска в Галилее. После поражения попал в плен к римлянам и был в оковах до января 68 года. Освобождённый Веспасианом сделался переводчиком и адъютантом Веспасиана и его сына Тита до конца Иудейской войны. 
После разрушения Иерусалима в 70 году и взятия Массады в 73 году с Титом возвратился в Рим и был участником их Триумфа. Написал историю Иудейской войны в 79 году. Потом Иудейские древности в 90 году, как участник и очевидец тех событий. Его исторические описания от 167 года до нашей эры и конца 73 года нашей эры, - это тот период от Маккавейского восстания против Македонян до падения Иудейской страны, имевшей своё правительство в лице царей и первосвященников. 
Иосиф Флавий сообщает в своих книгах ряд уникальных сведений, которые мы нигде не встретим у других историков древности. Особенно красочно и детально описывает об иерусалимском храме, о быте, обычаях, географии и топографии многих мест и городов Палестины, которая стала колыбелью дошедших до наших дней Иудейской и Христианской религий. Новый Завет, через историю Иосифа Флавия, получил как бы сущность одежды телесной. Ведь духовная сущность и ценность Евангелия преображает не только догматическое основание нашего спасения через учение Мессии Израиля, Иисуса Христа, но видимое глазами, и то, что «ощущали руки наши», как говорит Иоанн в 1 Ин. 1:1. Пророк Исаия о нём говорит «росток из земли сухой» (Ис. 53:2), посему в Евангелиях мы видим этот «росток» (побег из корня), а через историю мы видим и эту «сухую (жаждущую) землю».
В историях Иосифа Флавия описано о тиране - царе Ироде, его сыне - Ироде Антипе, прокураторах Понтии Пилате, Феликсе, Порции, Фесте и других именах, описанных в Евангелии об Иисусе Христе и Иоанне Крестителе, казни Иакова и других событиях.
Продолжение следует

На главную

Сайт создан в системе uCoz