Христианская газета  Путь к ИСТИНЕ № 1 (37) январь-март 2004г.

Значение Десяти Божиих заповедей в Новом Завете

 (продолжение рассуждения о четвёртой заповеди «помни день субботний»)

(Начало в № 2(34) 2003г.)
Миллионы людей утверждают, что в Новом Завете есть много текстов, которые говорят в подтверждение соблюдения первого дня недели и об отмене четвёртой заповеди.
Никто не может возразить, что в Новом Завете есть восемь текстов (Мат. 28:1; Марк. 16:2; Лук. 24:1; Иоан. 20:1, 19; Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2), в которых упоминается «первый день недели». Но возникает вопрос: говорят ли эти тексты о необходимости соблюдения первого дня недели? Говорят ли эти тексты, что первый день недели заменил и вытеснил из Десятисловия четвёртую заповедь: «помни день субботний»?
Внимательно читая вышеупомянутые тексты, серьёзный и здравомыслящий читатель может убедиться, что ни в одном из них не упоминается фраза: «святой день воскресенье» или «день Господень».
Первый день недели следовал за седьмым - субботой. В этот день женщины оставались в покое по заповеди (Исх. 20:8-11; Лук. 23:54-56). Субботний день закончился с закатом солнца, и в первый день недели, считающийся таковым от сотворения мира, очень рано, когда было ещё темно (Ин. 20:1), они пришли помазать Тело, но Иисуса в гробу уже не было. Он воскрес. Об этом упоминается в первых пяти текстах. Необходимо отметить, что в этот первый день недели, когда ученики закрылись в доме из-за страха перед Иудеями, пришёл Иисус и стал посреди них (Ин. 20:19). Праздновать этот день они не могли: не все поверили в Его воскресенье. Поэтому Иисусу нужно было убедить их, что Он воскрес. Христос ничего не сказал относительно празднования первого дня недели в честь Его воскресения.
Первый день недели ещё упоминается в Деяниях 20:7-8: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников».
Без всякого и малейшего сомнения, читающий это событие, должен согласиться, что это было вечернее собрание. Беседа продолжалась даже до рассвета. В Писании мы находим, что библейский день начинается с вечера и заканчивается вечером. Так считалось со времени сотворения Богом нашего мира (Быт. 1:5 и далее). Все праздники и суббота праздновались от вечера и до вечера (Лев. 23:32; Марк. 1:32). Таким образом, собрание в Троаде состоялось в ночь с субботы на первый день недели и продолжалось до рассвета (Деян. 20:11). И если ап. Павел решил ввести новый день Богослужения вместо старого, то своим ранним уходом с Троады он сделал большую ошибку, ибо утром оставил их и пешком шёл из Троады в Ас (ок. 32 км.), и первый день недели для него был не днём покоя и Богослужения, а днём путешествия.
Термин «преломление хлеба» не означает «вечерю Господню». Исследуя Священные Писания, для такого мнения мы не находим подтверждения. Поэтому никак невозможно согласиться с мнением, что ученики в Троаде собрались, чтобы совершить воспоминание смерти Господней. Необходимо ещё отметить, что когда совершалась «вечеря Господня», упоминается не только хлеб, но и вино (Лук. 22:19-20; 1 Кор. 11:23-27). Но в Троаде Павел только «преломил хлеб и вкусил», о чаше ничего не упоминается. В Евангелии Луки 24:29-30 читаем, что когда день склонялся к вечеру, Христос остался с учениками. «И когда Он возлежал с ними, то взяв хлеб благословил и подал им». Неужели Христос ещё раз с учениками Своими совершал «вечерю», притом после Своей смерти и воскресенья? Общая трапеза в Новом Завете называется «преломлением хлеба» (Э. Нюстрем. Библейский словарь, стр. 347). Для подтверждения цитирую: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46). Для такой-то общей трапезы и были собраны ученики вечером после субботнего дня в Троаде.
Первый день недели также упоминается и в 1м послании к Коринфянам 16:1-2: «при сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквях Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние…». Это был особый сбор для святых, т.е. для христиан в Иерусалиме. Он был установлен ап. Павлом и проходил по церквах Галатии, Македонии и Ахаии (Рим. 15:25-26; 2 Кор. 8:4; 9:1-12). Здесь не идёт речь о церковном служении в первый день недели, и что сбор должен проходить во время церковного Богослужения. Наоборот, ап. Павел советует Коринфянам, чтобы каждый хранил у себя отложенное, а не приносили в Церковь во время Богослужения. В данном тексте нет даже никакого намёка на Богослужение.
Таким образом, делая короткий анализ вышеупомянутых восьми текстов, приходим к заключению, что ни один из них не выделяет первый день недели как день покоя и не называет его «святым днём», «днём Господним». Ни в одном из этих текстов не упоминается о необходимости совершать Богослужение в этот день, и нет никакого указания о праздновании его в честь воскресения Христа.
Для подтверждения соблюдения первого дня недели многие ссылаются на текст Откровения 1:10: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос…». Хочу ещё добавить, что Иоанн был в духе не только один раз, а больше (Откр. 4:2). Кроме сего, с таким неправильным переводом с оригинального греческого, читатель может встретиться только в русском переводе Синодального издания, а также в современных переводах на украинском языке. В остальных переводах этот текст переведен совершенно верно: «Я был в духе в день Господень…».
Итак, читая этот текст, мы не имеем никакого Библейского подтверждения, что первый день недели был назван днём Господним.
Библия днём Господним называет:
1. День Господнего гнева (Ис. 2:12; Иез. 30:3; Иоил. 1:15; 2:1, 11, 31; Соф. 1:14-18).
2. День второго пришествия Христа (1 Кор. 1:8; 5:5; 2 Кор. 1:14; 1 Фес. 5:23; 2 Фес. 2:2).
3. Седьмой день недели - Субботу (Исх. 20:10).
Поэтому, нет никакого основания не только утверждать, но даже предполагать, что ап. Иоанн был в духе в первый день недели и что первый день недели в апостольское время, т.е. в первом столетии, был назван «воскресеньем» или «днём Господним», а также, что в этот день нужно совершать Богослужение в честь воскресения Иисуса Христа, или что святость с седьмого дня перенесена на первый день недели.
И кроме сего, мы имеем исторические подтвержде-ния, что воскресенье в христианском календаре появилось только в IV веке и стало называться «Днём Господним». В книге Алмазова Сергея и Питерского Петра читаем следующее: «Решительно отмеживаясь от древнееврейской религии, христианская церковь решила подчеркнуть этот разрыв непризнанием субботнего праздника Иудеев.
В этих целях первый римский император-христианин «равноапостольский» Константин официально ввёл вместо иудейской субботы в качестве еженедельного праздника воскресенье.
Так в IV веке в христианском календаре появилось воскресенье, еженедельный праздник…
Христианская церковь дала этому новому празднику богословское толкование, выработала особые обряды. Воскресенье стало называться «днём Господним»… 
«Праздники православной церкви» М., 1962 г., стр. 236 
Библия на соблюдение первого дня недели ни каких указаний не даёт.
Святость соблюдения первого дня недели не заповедано и не практикуется в Библии.
Что в Библии нет ни одного повеления для святости первого дня признают многие протестантские писатели.
В Слове Божьем мы не встречаем установления празднования воскресного дня (Эрик Ньюкстрем. Библейский словарь “Примечания переводчика”, стр. 438).
Протестантизм говорит:
Баптист: “Была и есть заповедь, повелевающая святить субботний день, но этим субботним днём не было воскресенье. Однако легкомысленно и с торжеством говорится, что суббота была перенесена с седьмого дня на первый день недели со всеми её обязанностями, привилегиями и мерами, предусмотренными в случае её нарушения. Настоятельно желая получить информацию по этому вопросу, который я изучал на протяжении многих лет, спрашиваю: где можно найти доказательства такого переноса? Не в Новом Завете, абсолютно нет! Не существует библейского доказательства перемещения субботнего установления с седьмого дня на первый день недели” -Dr. E. T. Niscox, author of the Baptist Manual
Член Независимой Лютеранской церкви: «Если нет ни одного места в Священном Писании, которое свидетельствовало бы о том, что либо Сам Господь, либо апостолы предписали такое перемещение субботы на воскресенье, тогда нелегко ответить на вопрос: кто переместил субботу и кто имел право сделать это?»
-George Sverdgup, A New Day
Член Протестантской епископальной церкви: «Седьмой день теперь заменён первым,… но так как мы не находим для этой замены никакого библейского указания, мы можем заключить, что она была произведена авторитетом церкви» -Explanation of Catehism
Пресвитерианин: «Не существует ни одного слова, ни одного намёка в Новом Завете относительно требования воздерживаться от работы в воскресенье. Соблюдение среды на первой неделе великого поста основывается на том же, что и соблюдение воскресенья. Никакой Божественный закон не требует воскресного покоя» -Canon Eyton, in The Ten Commandments
Англиканин: «А где в Священном Писании нам сказано, что мы вообще должны соблюдать первый день? Нам повелевается соблюдать седьмой день, однако нигде нам не повелевается соблюдать первый»
-Isaac Williams, Plain Sermons on the Catehism, ср. 334, 336.
Конгрегационалист: «Совершенно очевидно, что, как строго и преданно бы мы не соблюдали воскресенье, субботу этим самым мы не соблюдаем. 
Суббота основывалась на особенной Божественной заповеди. Для соблюдения воскресенья мы не можем сослаться на такую заповедь. Нет в Новом Завете ни единой строки, указывающей на какое-либо наказание за несоблюдение мнимой святости воскресенья»
-Dr. R. W. Dale, The Ten Commandments, стр. 106-107
Член церкви «Южный Баптист»: «Святое название седьмого дня - суббота. Этот факт ясен, чтобы оспаривать его (Исх. 20:10)… С ясным учением Слова Божия по этому вопросу соглашались во все столетия… Никогда ученики Христа не относили субботний закон к первому дню недели, это безумие было изобретено в более поздние века; они также не делали вид, что первый день вытеснил седьмой»
-Joseph Judson Taylor, The Sabbath Question, стр. 14-17, 41
Методист: «Верно, что не существует никакой определённой заповеди для крещения детей; не существует также и никакой заповеди святить первый день недели. Многие верят, что Христос изменил субботу, но из Его собственных слов мы видим, что Он пришёл не с такой целью. Те, которые считают, что Иисус изменил субботу, основываются лишь на предположении»
-Amos Binney, Theological Compendium, стр. 180-181
Американский конгрегационалист: «Общераспространённое представление, что Христос и Его апостолы авторитетным образом заменили седьмой день первым, не имеет абсолютно никакого основания в Новом Завете»
-Dr. Layman Abbot, in the Christian Union, 26 июня 1890 г.
Исходя из вышеперечисленного, мы приходим к следующему:
Ни один из восьми текстов: (Мат. 28:1; Марк. 16:2; Лук. 14:1; Ин. 20:1, 9; Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2) ничего не говорит об отмене соблюдения седьмого дня недели, т. е. субботы, и о необходимости соблюдения первого дня недели
Упомянутые тексты не дают никакого права и свободы для нарушения четвёртой заповеди: «помни день субботний».

Богдан Криль
(Продолжение следует)

На главную

 

Сайт создан в системе uCoz