Христианская газета  № 2 (34) апрель-июнь 2003г.

Значение Десяти Божиих заповедей в Новом Завете

 Краткое пояснение третей и четвертой заповеди

Третья заповедь

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7).
Существование Бога рассматривается в Библии, как факт, не нуждающийся в доказательствах. С Ним соединяются все светлые и чистые упования человечества. В Нем бытие находит себе объяснение и оправдание, свою причину и свою цель. Указывая на прежние откровения, Бог дает узнать Себя, как открывающимся в прошлом:
Бог Авраама, отца твоего (Быт. 26:24).
Бог, явившийся тебе в Вефиле (Быт. 31:13).
Бог отца твоего. Бог Авраама, Исаака и Иакова (Быт. 46:3; Исх. 3:6).
Он назван Богом Евреев (Исх. 5:3; 7:16; 9:1), Богом Израилевым (И. Нав. 7:13;10:42), Богом Иакова (2Цар. 23:1; Пс. 20:2; 75:10).
Кроме вышеупомянутого, Бог имеет собственное имя Иегова, с именем Которого связана вся история Израильского народа. С этим именем впервые Бог открывается Моисею: «Я есть Сущий»... «скажи сынам Израилевым: «Сущий послал Меня к вам» (Исх. 3:14).
Истинное произношение слова «Иегова» считается утраченным. Во избежание нарушения третьей заповеди, Иудеи, читая Ветхий Завет, никогда не произносят его, даже во время молитвы. Вместо него говорят Адонай. Слово «Бог» соответствует древнееврейскому Элохим и означает «Могущественный или достойный почитания». Адонай и Элохим Иудеи произносят только во время молитвы. В остальных случаях вместо них произносят: «Его Имя, Главное Имя, великое и ужасное Имя». Во многих переводах, в том числе и в русском, заменяют словом «Господь» и «Господь Бог мой». Слово «Иегова» в русском переводе сохранилось в следующих текстах (Быт. 22:14; Исх. 15:3; 17:15; 33:19; 34:5; Суд. 6:24).
В Ветхом Завете часто встречается имя Бога «Господь Саваоф», что означает «Господь сил и воинств» (Ис. 51:15; 54:5; Иер.10:16; 48:15; 50:34; 51:19; Ам.4:13).
Кроме этого имени, Библия говорит еще об отличительных особенностях, о Его достоинстве, т.е. о Его титуле. Он именуется как Избавитель, Искупитель и т.д. (Пс. 18:15; Ис, 41:14).
В Новом Завете мы не встречаем имени Бога. Вместо этого написано: «Господь, Отец» (Мат. 6:9; Иоан. 20:17), «Отец Иисуса Христа» (Рим. 15:6; 2 Кор. 1:3).
Третья заповедь запрещает произносить имя Господа только «напрасно», но не вообще. Этой заповедью не запрещено произносить имя Господа в необходимых и нужных случаях, особенно в молитве (Езд. 9:5; Дан. 9:3-10; Мат. 27:46; Деян. 4:24-30), в учении о Боге и Его воле (Деян. 17:30; 1 Тим. 2:3-5; Евр. 6:1-3 и 10:30-31). Состояние человека, произносящего имя Божие, должно соответствовать слову Божиему: страх, благоговение и т.д. Мы должны знать и помнить, что «свято и страшно имя Его» (Пс.110:9). 
Словарь Русского языка обозначает слово «напрасно» как: тщетно, бесполезно;. без надобности, без серьёзных оснований, причин; зря. (Т.2, стр.530). Таким образом, нарушают заповедь произносящие имя Бога в житейских делах, в пустых, легкомысленных речах и спорах, и просто, привычно, для связки слов. Прочтите слова Агура: «питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «Кто Господь? и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7-9). Слово «всуе» по словарю Вл. Даля означает: напрасно, без причин, надобности, пользы, попусту (Т.2, стр.271).
Нарушают третью заповедь все:
Кто хулит, злословит и произносит дерзкие слова на Него (Лев. 24:10-16; Чис. 
И поскольку эта заповедь тесно связана с девятой заповедью, остановимся на этом ниже.

Четвертая заповедь

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его», Исх.20:8-11.
Четвертая заповедь запрещает физический труд в седьмой день недели, который называется днем субботним (Быт.2:2,3; Исх. 16:23,26; 31:15-17; 34:21). День после субботы называется первым днем недели (Марк. 16:9; Лук.24:1; Иоан.20:1,19; Деян.20:7). Седьмой день недели от сотворения мира Бог отделил для Себя «и благословил Бог седьмой день» (Быт.2:1-3). Бог "в день седьмой почил и покоился" (Исх.31:17) не потому, что Он устал, а потому что завершил шестидневное творчество. И мы должны и обязаны в седьмой день тоже покоится от всех трудов своих. Написано: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные», - пишет ап.Павел (Еф.5:1) «Почил в седьмой день» - это значит приостановил Свое творчество, производимое на протяжении шести дней. «Благословил седьмой день» - означает, что придал ему духовный отдых. «Освятил его» означает, что выделил его особо, как святой день. Таким образом, субботний день отличается от остальных дней творения. 
Четвертой заповедью определяется:
Хранить субботу от осквернения (Лев. 
19:30; Ис.56:2);
Помнить и наблюдать день субботний (Втор.5:12);
Соблюдать день субботний (Втор.5:15);
Не осквернять субботу, делая зло в этот день (Неем. 13:17,18);
Святить день субботний (Неем. 13:22; Иез.20:20);
Называть субботу отрадою, святым днем Господним, не заниматься обычными делами, не угождать прихоти своей и не пустословить (Ис.58:13).
Святить субботу и не заниматься в этот день никакой работой (Иер. 17:24);
Суббота - это день Господень. Соблюдение субботы необходимо для поддерживания правильного отношения с Богом. Суббота Божия - это время для общения с Богом и с единомышленниками, для молитв и для назидания в слове Божием. «Седьмой день суббота покоя, священное собрание» (Лев.23:3). Бог повелевает своим людям в это время собираться и совершать Богослужения. 
Суббота - это день поклонения Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод (Исх.20:11; Отк.14:7). И Он достоин поклонения. Этот день мы должны посвятить служению Богу вместе со всеми чадами Его. «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай...», - пишет ап. Павел Евреям 10:25.
Суббота - это день отрады, день, когда дети Божии получают успокоение, наслаждаясь Его законом, чудесами и всем, что Он совершил через Христа Иисуса для спасения всего человечества.
Субботний покой установлен для физической и духовной пользы человека. «Суббота для человека», - сказал Иисус (Марк.2:27). Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку обновить свои физические и духовные силы, осмыслить цель своего земного существования.
Чрезмерный физический труд на протяжении шести рабочих дней недели дает человеку духовную усталость и лишает его отрады субботнего дня. Для того, чтобы свято праздновать субботу, мы даже не должны мыслями нашими останавливаться на чем-либо земном, обсуждать и планировать дела рабочей недели.
Четвертая заповедь не имеет запрета делать добро (Марк.3:4). Из текстов Нового Завета мы знаем, что Иисус Сам делал добро и не запретил другим это делать. Поэтому в субботу не возбраняются дела милосердия и неотложной необходимости спасти жизнь человека (Мат.12:10-13,Лук.6:6-11;13:10-17; 14:2-6; Иоан.5:2-11:9:1-15).
Субботу необходимо соблюдать с вечера до вечера. Читая историю о сотворении мира, мы находим, что в начале упоминается «вечер», потом «утро» (Быт. 1:5,8,13,19,23,31). 
И поэтому:
Начало и конец дня определяется «от вечера до вечера» (Исх.12:18).
Вечер наступает с захода солнца (2 Цар.2:24; Неем.13:19);
Все праздники соблюдались «от вечера до вечера» (Лев.23:32).
В Новом Завете исчисление времени не изменилось. Для подтверждения привожу следующие события. "При наступлении вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых..." (Марк.1:32-34). И второй пример: Иосиф Аримафейский похоронил тело Иисуса до наступления вечера (Марк. 15:42-46).
Таким образом, суббота начинается с заката солнца в пятницу и заканчивается после заката солнца в субботу.
Нарушение этой заповеди связано не только с непочтением Бога и неисполнением воли Его, но и с боязнью обеднеть. Многие в субботу совершают физический труд и обычные дела с целью любостяжания. Сожалеющие об отдыхе в субботу считают, что потеря рабочего дня сокращает недельную прибыль примерно на 17%. Простая арифметика говорит о том, что годовая потеря составит почти двухмесячную заработную плату. А если учесть, что торговля в субботу приносит больше прибыли, чем в обычный день недели, то процент потери растет. Боясь уменьшить земные блага колоссальными суммами денег, задумаемся над тем, не теряем ли небесные блага и жизнь вечную.
Из словаря В.Даля. Суббота - по Ветхому Завету седьмой, праздничный день недели; всякий ветхозаветный праздник, Иудейский праздничный день. По церковному счислению, она осталась седьмым днем, седьмицу начинают воскресеньем, а по гражданскому - шестым, воскресенье же седьмой день, неделю начинают с понедельника (Т.4.стр.352).

Богдан Криль
(Продолжение следует)

На главную

 

Сайт создан в системе uCoz