О ПЛОТСКОМ И ДУХОВНОМ
Чем меньше мы будем жить внешне, тем вернее мы будем жить внутренне. Наконец, чтобы сказать яснее, чем меньше будут нас тревожить дела телесные, тем больше мы узнаём дела вечные; чем меньше мы будем восхищаться тенями, тем больше мы будем помышлять о вещах истинных.
“Сладости мира сего”, всякое погружение в слепую телесность губят духовную жизнь. Почему теряется трезвенность духа, ясность мысли, контроль над собой, рассеивается внимание, слабеет воля, ослабляется, растрёпывается, растекается личность? Да потому, что не совершается брань против зла и греха.
Для победы над злом нам необходима помощь Божья. Когда содействует нам эта всесильная помощь, мы побеждаем; когда она удаляется от нас - побеждают нас.
Человек может жить двояко: истинной (внутренней) жизнью или жизнью ложной (внешнею). Под внутренней жизнью мы должны понимать жизнь, когда человек уже не живет одними впечатлениями, но когда сквозь все видит одну пристань и берег Бога, и во имя Его стремится и спешит употребить в дело данный ему талант, а не зарыть его в землю, зная, что не для своих удовольствий дана ему своя жизнь.
Каждый христианин двойное рождение имеет: старое и плотское, духовное и новое, и одно другому противоречит. Плотское рождение даёт плоть, а духовное - дух: “Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух” (Иоанн. 3:6). А поскольку оба эти рождения друг другу противоположны, то от этого и возникает вражда и борьба между плотью и духом христианина, “ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти” (Гал. 5:17).
Плоть хочет умертвить дух, дух же хочет умертвить плоть; плоть хочет покорить дух, дух же хочет покорить плоть; плоть хочет обладать духом, дух же хочет обладать плотью. Плоть хочет гордиться, величаться, возвышаться; дух же не хочет, но хочет смирённо целомудрствовать. Плоть хочет гневаться, ссориться, делом или словом мстить; но дух того не хочет, а хочет быть кротким и всё прощать. Плоть хочет блудодействовать и прелюбодействовать; но дух от этого отвращается, и хочет целомудрствовать. Плоть хочет чужое похищать, красть, грабить всяческим образом; но духу это противно, он хочет иметь только своё. Плоть хочет лукавить, льстить, хитрить, обманывать и лицемерить; но дух это ненавидит и хочет в истине быть и поступать просто. Плоть хочет человека ненавидеть, а дух хочет его любить. Плоть хочет в праздности жить, лениться; но дух того отвращается, а хочет в благословенных делах упражняться. Плоть хочет гулять и пьянствовать, банкеты и пиры устраивать; но духу это противно, он хочет или умеренно жить, или поститься. Плоть хочет славы, чести, богатства искать в этом мире; но дух всё это презирает и к одним только вечным благам стремится, и проч.; так враждуют плоть с духом.
Христианину, как обновлённому, не плотью, но духом, следует жить и плоть духу покорять по-апостольскому наставлению: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Это и есть: «распять плоть со страстями» (Гал. 5:24), «попечение о плоти не превращать в похоти» (Рим. 13:14); «Удаляться от плотских похотей восстающих на душу» (1 Петр. 2:11); «ходить в обновлённой жизни» (Рим. 6:4); «не позволять греху над собой властвовать; жить во Христе, умершем за нас и воскресшем» (2 Кор. 5:15).
Что пользы называться христианами, но не быть ими; Истинного христианина видно не по имени христианскому, но по подвигам против плоти и всякого греха. Не всё, что плоть требует, позволять ей можно.
Симфония идей и образов
В.С. Ляху