Христианская газета  Путь к ИСТИНЕ № 4 (36) октябрь-декабрь 2003г.

 

Интервью газете “Путь к истине” дал евангелист Василий Немеш

1. Когда Бог различил скот чистый и нечистый?
Библия не даёт нам точной даты. Но Бог различил скот чистый и нечистый ещё до потопа, ибо перед потопом Бог сказал Ною: «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского…» (Быт. 7:2-3). И мы имеем полное основание утверждать, что Ной знал, какой скот чистый и нечистый, и какая птица чистая и нечистая.
2. Различал ли Ной после потопа скот чистый и нечистый, а также птицу чистую и нечистую?
Ной различал и после потопа и скот, и птиц чистых и нечистых. Когда Ной с семейством вышел из ковчега, то устроил жертвенник Господу, на котором принёс во всесожжение только чистый скот и чистую птицу (Быт. 8:20).
3. Различал ли Авраам скот чистый и нечистый?
Авраам, будучи другом Божиим, знал волю святого Бога в отношении чистых и нечистых животных. И когда Бог говорил ему о жертве, то и сказал, что должно быть возложено на жертвеннике (Быт. 15:9). Кроме сего ещё написано, что Авраам оказал гостеприимство, для которого был приготовлен телёнок (чистое животное) (Быт. 18:7).
4. Запрет употреблять в пищу кровь и мертвечину был Богом данный во время Моисея или раньше?
Запрет употреблять в пищу кровь животных и мертвечину был дан Богом сразу после потопа. Бог разрешил Ною употреблять в пищу мясо животных и рыб, (конечно, из группы чистых) и одновременно Бог сказал: «Только плоти с душею её, с кровью её, не ешьте» (Быт. 9:4).
5. Есть основание предполагать, что Авраам употреблял в пищу кровь животных и мертвечину?
Ни один из здравомыслящих христиан не может предполагать, что Авраам употреблял в пищу кровь животных и мертвечину, ибо он знал законы Бога, Которому верно служил. И Сам Бог свидетельствовал об Аврааме, что он соблюдал то, что Им было заповедано соблюдать: “повеления, уставы и законы” (Быт. 26:5).
6. До Моисеева закона, как передавался запрет не употреблять в пищу мясо нечистых животных, кровь и мертвечину?
Вся воля Божия, в том числе и запрет употреблять в пищу мясо нечистых животных, кровь и мертвечину, передавалась устно из рода в род. Конечно, в те времена были и теперь есть люди послушные и непослушные Богу. Авраам был один из числа тех, который слушался гласа Божия. Притом Бог лично с ним говорил.
7. Цель Бога (до закона и в законе) в запретах не употреблять в пищу мясо нечистых животных, мясо, растерзанное зверем, принесённое идолу в жертву, кровь животных и мертвечину?
Цель Бога одна. Он хочет, чтобы человек был свят. Бог говорит: «Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой, и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь…» (Лев. 20:25-26).
8. Употреблял в пищу Христос и Его ученики всё то, что Бог запретил?
Христос ел с мытарями и грешниками, но это не значит, что Он нарушал закон о пище, ибо Он Сам говорил, что «не пришёл нарушить закон или пророков, но исполнить» (Мат. 5:17). Апостолы также не нарушали пищевой закон. Ап. Пётр о себе свидетельствовал: «…я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян. 10:14).
В этом вопросе невозможно даже допустить малейшего сомнения, что Христос ел или учил употреблять в пищу то, что Его Отец запретил. Христос всегда открывал людям «истину», потому что Он Сам был «Истина» (Ин. 14:6; 18:37).
9. Как тогда понять слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека…» (Мат. 15:11)?
Книжники и фарисеи обвиняли Христа не за нарушение Его учениками закона Божьего о пище, а за нарушение предания старцев, ибо Его ученики ели хлеб не умытыми руками. А одно из преданий гласило, что нельзя Иудею вкушать пищу, пришедшую с базара, не умытыми руками. На заданный вопрос Христос ясно и коротко ответил: «…а есть неумытыми руками не оскверняет человека» (Мат. 15:20). Не написано: «а есть мерзость, т.е. то, что Бог запретил не оскверняет человека».
10. Очистил ли Бог нечистых животных, когда показал их в видении ап. Петру в доме Симона кожевника (Деян. 10:11-16)?
Это видение касается не очищения нечистых животных, а очищение язычников, которые символически уподоблялись нечистым животным (Ис. 43:19-22). И всем, находящимся в доме Корнилия, ап. Пётр конкретно сказал: «…вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменниками; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). Не написано: «чтоб я не почитал ни одно из нечистых животных чистым»
11. Ел ап. Пётр в доме Корнилия мясо нечистых животных?
Корнилий был муж благочестивый и боящийся Бога. А благочестивые и боящиеся Бога не употребляли в пищу то, что Богом было запрещено. И притом Корнилий знал, что Пётр был не язычник, а еврей. Не только ап. Пётр, но и все апостолы не ели ничего нечистого.
12. Если Бог в видении не очистил нечистых животных, тогда нечистые животные, показанные ап. Петру в видении, и далее остаются нечистыми?
Безусловно, нечистые животные остаются нечистыми до конца мира.
13. Можно ли нам называть чистым то, что Бог назвал нечистым и мерзостью?
Называть нечистых животных чистыми невозможно, и это люди делают по своей воле для спокойствия своей, конечно, нечистой совести. Но вопрос: угодно ли это Богу? Бог через пророка Исаию говорит: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!» (Ис. 5:20-22). Я сегодня уверенно могу сказать, что горе тем, кто нечистое называет чистым, ибо то, что Бог назвал нечистым, христианин тоже обязан называть нечистым.
Если в Писании речь идёт о пище, то под словом «пища» подразумевается только то, что Бог дозволил употреблять в пищу. Мерзость не является пищею для народа Божия (Втор. 14:3).
14. Учили ли Апостолы употреб-лять в пищу то, что Бог запретил?
Апостолы никогда и никого не учили употреблять в пищу то, что Бог запретил. И коль нечистые животные остаются и далее нечистыми, ибо их никто не очищал, то учение о пищевом законе остаётся в силе и по сей день.
15. Если Апостолы не учили, то, что тогда в послании к Римлянам в 14й главе имел в виду ап. Павел?
Для того, чтобы нам разуметь 14ю главу послания, мы должны хорошо знать упомянутое послание, историю Церкви и учение ортодоксальных евреев. Мы знаем, что церковь в первых веках составляли выходцы из Иудеев и язычников, придерживаясь, каждый в некоторых вопросах своих мнений. В связи с этим в церкви возникали разные проблемы и споры.
Коротко о некоторых текстах. В Римской церкви возникали споры между вегетарианцами и невегетарианцами. Невегетарианцы были уверены, что можно есть всё, т.е. растительную и мясную пищу, а вегетарианцы ели только растительную пищу. И если речь идёт в Писании о пище, то имеется ввиду всё то, что Бог разрешил употреблять. Но в знак любви и уважения, апостол одним и другим даёт совет не уничижать и не осуждать друг друга (ст. 1-4).
В церкви возникали вопросы выделения некоторых дней особым образом, т.е. постом. Одни отличали таковые дни и в эти дни не употребляли пищу, а другие не отличали и ели в эти дни. О субботнем дне и не дозволеных Богом яствах в этой главе совсем речи нету и быть не может (ст. 5-6).
Ещё спор в церкви был между ортодоксальными Иудеями и выходцами из язычников в том, что первые считали мясо, которое закалали язычники, а также заднюю часть туши любого чистого животного, нечистым. Уверовавшие язычники этого не придерживались. Апостол имел ввиду, что вышеупомянутое мясо нечисто только для тех, кто его почитает нечистым. Но апостол Павел не считал такое мясо нечистым и не видел в нём ничего нечистого.
Мы знаем, что в ранней церкви совершались общие трапезы и вечери любви, на которых каждый христианин приносил свою пищу. Вегетарианцы и ортодоксальные Иудеи соблазнялись братьями, которые употребляли мясную пищу. Поэтому апостол советовал не вкушать в таких случаях ничего, что могло соблазнить брата, не смотря на то, что всё что Бог разрешил употреблять в пищу есть чисто. Христианин не должен своею пищею соблазнять рядом сидящего и быть для него преткновением. Я уже говорил, что когда в Писании говорится о пище, то имеется ввиду только то, что Бог разрешил употреблять. И если то, что Богом разрешено соблазняет ближнего, то в таких случаях христианин обязан этого не делать, ибо: “Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”. Апостол советует ради пищи не разрушать дела Божия, потому что всё Богом дозволенное чисто. Но не у всех такая вера (ст. 17-22). Эти тексты касаются всех невегетарианцев и вегетарианцев, ортодоксальных Иудеев и христиан, не придерживающихся их точки зрения.
16. Почему в послании к Коринфянам написано:
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8);
«Все что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10:25);
«Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, - то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (10:27);
«Итак, едите ли, пьёте ли…всё делайте во славу Божию» (10:31)?
В 8й и 10й главе речь идёт не о мясе нечистых животных, а о мясе, принесённом идолу в жертву. Мясо, принесённое в жертву идолу, было одной из больших проблем многих раннехристианских церквей, в т.ч. Коринфской.
В Коринфской церкви одни ели идоложертвенное мясо, другие не ели. И первые были соблазном и преткновением для последних. Ап. Павел обеим сторонам изъяснил, что идоложертвенное мясо не приближает человека к Богу. И кто ест идоложертвенное мясо ничего не приобретает, а кто не ест - ничего не теряет. В заключении 8й главы апостол говорит, что лучше такое мясо не употреблять вовек, чтобы не соблазнять брата своего. 
В 10й главе речь идёт о том, что христианину, покупающему мясо на торгу или вкушающему в доме неверующего, не обязательно исследовать идоложертвенное оно или нет. Однако это не означает, что христианин не обязан различать чистое мясо от нечистого. Искренний христианин никогда не купит на торгу нечистое мясо, а также такое мясо не будет вкушать в доме неверующего. Искренний христианин знает волю Божию и не позволит своей совести употреблять то, что запрещено Богом.
17. Можно ли есть кровь, мертвечину, мясо нечистых животных и пить спиртные напитки во славу Божию?
Даже странно говорить, что кто кушает всякую мерзость, то он это делает во славу Божию, а также кто употребляет спиртные напитки, то он пьёт во славу Божию. Наоборот, кто нарушает любой пункт воли Божией, то он бесславит Бога.
18. Почему в послании к Колоссянам написано: «… никто да не осуждает вас за пищу, или питие…» (2:16)?
В послании к Колоссянам апостол совсем ничего не говорит о недозволенном мясе, о крови, удавленине и обо всём остальном, что запрещено употреблять в пищу. И нет основания предполагать, что речь идёт о пище, которую ежедневно вкушали христиане. И если так понимать, то тогда пусть никто не осуждает христианина и за питие. Тогда апостол дозволил употреблять всевозможные спиртные напитки. Это даже смешно, чтобы допустить такое мнение, что если христианин будет употреблять в ищу всё то, что Бог запретил и пить опьяняющие напитки и не будет попадать под осуждение Церкви. Итак, в этом тексте идёт речь о пище и питии, которое употребляли в праздничные дни.
19. Разрешил ли ап. Павел употреблять в пищу Богом недозволенное, когда написал Тимофею, что будут запрещающие употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (1 Тим. 4:1-5)?
Чтобы правильно понимать эти тексты, нам нужно хорошо знать историю раннехристианской церкви. В этих текстах речь идёт о ложных учителях, совесть которых была сожжена. Таковые учителя учили, что нельзя употреблять в пищу даже и Богом дозволенное мясо животных. Суть этих учений заключалась в том, что тело нужно содержать в жёстких условиях в отношении полового инстинкта и пищи. Вследствие чего лжеучителя составляли разные запреты, которые называли грехами. Одним из таких грехов является употребление животной пищи.
20. Исходя из написанного ап. Павлом Тимофею, все верные и познавшие истину на основании Священного Писания знают, какие животные Бог сотворил для употребления в пищу и не запрещают дозволенное Богом другим употреблять.
Совершенно верно. Верные и познавшие истину знают волю Божию в отношении пищи. Таковые употребляют всё Богом дозволенное и за это благодарят Бога, т.е. совершают молитву, и никому не запрещают употреблять в пищу то, что Бог разрешил.
21. Может ли человек освятить своею молитвою то, что не освящено Словом Божиим. Например: кровь, мертвечину и мясо нечистых животных (мясо животных, которое принесено из идольских храмов, кровяную колбасу, мясо удавленного телёнка, конину и т. д.)?
Молитву христианин обязан совершать только над всем тем, что Богом дозволено вкушать, т.е. над тем, что освящено (отделено) Словом Божиим для употребления в пищу. Никто из людей не в состоянии освятить, допустим, верблюда, коня, свинью, змею потому, что всё сие нечисто для употребления в пищу. Это могут делать только люди неверные и не познавшие истину.
22. Тогда почему были созданы Богом нечистые животные?
В создании нечистых животных Бог преследовал разные цели. Во-первых, для испытания нашей веры. Адам и Ева были испытаны плодом запретного дерева. Во-вторых, многие животные служат как транспортное средство для перевозки груза и людей. Без таких животных обойтись невозможно. Воля Божия настолько глубока, что не все люди хотят её уразуметь.
23. О каких чистых, а также о каких нечистых, осквернённых и неверных говорил ап. Павел Титу в своём послании: «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (1:15)?
В этой главе апостол Павел изъяснил Титу, какие должны быть служителя церкви и их члены семьи. Также в первой главе сего послания речь идёт о лжеучениях и лжеучителях, которые отвращали людей от истины. Одновременно апостол сказал, что для всех верных людей здравое учение Иисуса Христа есть чисто, а неверные и лжеучителя в здравом учении Христа не находят ничего чистого, ибо у таковых осквернённый ум и осквернена совесть. О пище в этой главе апостол ничего не говорит. Он говорит о людях.
24. Почему Иерусалимский собор из всех запретов Божиих упомянул только три: воздерживаться от осквернённого идолами, от удавленины и крови, а о мясе нечистых животных и растерзанных зверем ничего не упомянул?
Цель Иерусалимского собора была решать не пищевой вопрос, а вопрос обрезания. Иудеи учили, что если язычники, уверовавшие во Христа, не будут обрезаны, то они не наследуют жизни вечной.
Иерусалимский собор ничего не упомянул о том, чтобы уверовавшие язычники не произносили имя Божие напрасно, какой день им нужно соблюдать. Ничего не сказано, чтобы уверовавшие принимали водное крещение, были крещены Святым Духом, участвовали в хлебо-преломлении, совершали молитвы, посты, давали милостыню. Можно составить очень длинный перечень, чего иерусалимский собор не упомянул. Я хочу обратить внимание читателей на следующий текст, который тесно связан с решением иерусалимского собора: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Но стоит ли всем христианам задуматься, зачем, кому и для чего нужно было это написать? Думаю, стоит.
25. Согласно Откровения 21:27, употребляющие в пищу мерзость входят в число тех людей, которые преданы мерзости и лжи или нет? Имел ли ввиду говорящий эти слова любую мерзость, исключая мерзость, касающуюся употребления в пищу?
Для искренних христиан и этот вопрос не маловажен. Я вижу, что этот текст заключает в себе суть жизни церкви и теперь и в будущем. 
Все грехи в Библии названы своими именами. Слово мерзость в Новом Завете мы очень редко встречаем. Ветхий Завет очень многие грехи называет мерзостью. Их всех на странице нашего интервью не перечислить. Написано: мерзость пред Богом развратный, убийца, вор, идолопоклонник. Мерзость пред Богом тот, кто говорит ложь, кто в рост отдаёт и лихву берёт.
Нарушение субботы в очах Божиих - тоже мерзость. Всё запрещённое Богом употреблять в пищу, Бог называет мерзостью и говорит: «Не ешьте никакой мерзости» (Втор. 14:3). «Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет», -сказал Господь (Иез. 18:13).
Нигде в Новом завете не написано, что мерзость уже перестала быть мерзостью. Этот текст ясно говорит, что кто предаётся любой, без исключения, мерзости, в книге жизни не записан и не войдёт в город воротами. И, к сожалению, многие, не исполняющие волю Отца Небесного, в т.ч., и те, которые ели всякую мерзость, услышат такой голос: «…отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мат. 7:23; Лук. 13:27).
26. О ком пророк Исаия говорит, что Бог произведет суд над всякой плотью (Ис. 66:15-17)? Этот текст касается исключительно только Израиля или одновременно и язычников?
Да, у Бога нет лицеприятия, и, без сомнения, Бог сотворит суд «над всякой плотью», т.е. над Израилем и язычниками. Из ряда текстов для подтверждения цитирую некоторые. Бог говорит: «…излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Иол. 2:28). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иол. 2:32).
В день Пятидесятницы и в доме Корнилия мы видим начало исполнения этого пророчества (Деян. 2:15-18; 10:44-47). Заметим, что в доме Корнилия были язычники. А вот ещё написано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб…» (Ин. 3:16). Разве в словах «всякий верующий» не имеется ввиду уверовавшего язычника? Конечно, имеется. И далее, неужели апостол Павел, когда писал: «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Рим. 10:13) имел ввиду только Израиля или одновременно и язычника. Конечно, и язычника.
Людям свойственно понимать и говорить, что Бог во Христе спасает как Израильтян, так и язычников, Святого Духа Он посылает и на Израиля, и на язычников. Но суд совершит только над Израилем, мы, язычники, тут ни причём.
Я 32 года был одним из тех, что так понимал и так говорил. Я говорил, что можно употреблять всё подряд и такая пища не удаляет от Бога, хотя такого текста в Писании нет. Да, я виновен пред Богом в этом, но верю, что Бог меня простил. И благодарю Бога, что Он чрез Своё Священное Писание открыл мне истину и о пище.
Мне хочется словами апостола Павла сказать всем дорогим братьям и сёстрам, дорогим друзьям, всем уважаемым читателям газеты «Путь к ИСТИНЕ», которые ещё по неведению предаются мерзким языческим яствам: мне вас жаль. Я желаю всем вам тщательно исследовать Священное Писание, искренне обратиться к Богу, познать всю истину, которая сделает всех свободными. Да благословит вас Господь. Аминь.

Интервью взял Б.Криль

 

 

 

На главную

 

Сайт создан в системе uCoz