Христианская газета  Путь к ИСТИНЕ № 4 (36) октябрь-декабрь 2003г.

Значение Десяти Божиих заповедей в Новом Завете

(Продолжение. Начало 2(34) 2003г. )
Нарушал ли Христос субботу? Почему книжники и фарисеи говорили, что Христос нарушал субботу? Почему современные христиане говорят, что Христос нарушал субботу?
Иисус Христос в субботу проповедовал, исцелял и изгонял бесов (Мат. 12:9-14; Лук. 13:10-17; 14:1-6; Ин. 5:17-18; 9:1-34). Фарисеи и книжники наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы обвинить Его (Марк. 3:2) и, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, говорили народу: «…есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите, а не в день субботний» (Лук. 13:14) и, наконец, искали убить Его «…за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая себя равным Богу» (Ин. 5:16-18).
Иисус Христос ни закон Божий, ни субботу не нарушал, Он нарушал традиции книжников и фарисеев, записанные в Талмуде, относительно субботы. Христос субботу не нарушал. Разъясняя закон Божий, Он показал пример его исполнения, ибо «Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21).
Религиозный кодекс запретов, связанных с субботним днём, насчитывал 39 основных типов запрещающих действий. Нельзя было сеять, жать, веять, печь… Каждый из этих запретов, в свою очередь, включал в себя другие, более мелкие и специфические, так что в действительности насчитывалось несколько сотен дел, которыми совестливый и законопослушный еврей не мог заниматься в субботу. К примеру: пахота - это действительно тяжёлый физический труд, но, по мнению раввинов первого века, плевок на землю мог потревожить почву, а это равносильно пахоте; в субботу запрещалось ходить по траве, ведь могут пригнуться травинки, а это равносильно молотьбе, как запрещённому действию; по субботам запрещалось носить сколоченную гвоздями обувь, так как хозяин обуви носил гвозди, как ношу.
Таким образом, к законам Бога книжники и фарисеи прибавили множество измышленных ими самими правил и норм. В результате эти человеческие правила и нормы исказили и извратили цель законов Бога, что привело к отмене и упразднению их (Мат. 15:6; Ин. 7:19). В Писании читаем: «Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» и «…благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 28:10; 29:13-14). И ещё: «Как вы говорите: мы мудры, и закон Господень у нас? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь» (Иер. 8:8-9).
Итак, книжники и фарисеи следили за действиями и словами Иисуса и Его учеников. И вот, в субботу, проходя засеянными полями, ученики Иисуса срывали колосья и ели, растирая руками. Последовало обвинение: «…зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы» (Лук. 6:2). По мнению фарисеев, ученики нарушали все четыре запрета: жать, молотить, веять и готовить пищу. Срывая колосья, они, якобы, жали зерно; растирая руками и сдувая с ладоней шелуху, нарушали запрет молотить и веять, а когда ели зерно - готовили пищу в субботу. В глазах требовательных фарисеев это было смертельным грехом. Из последующей беседы мы видим, что действия учеников были оправданы. Христос привёл в пример Давида, когда он взалкал и бывшие с ним, пришли в Номну к священнику Ахимелеху, который вопросил о нём Господа и дал ему хлебы предложения, которые не должно есть никому, кроме одних священников (1 Цар. 21:1-10; 22:10). И далее Иисус сказал им: «Или не читали вы в законе, что в субботу священники в храме нарушают субботу, однако не виновны? Но говорю вам…если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин субботы» (Мат.12:5 -8).
Да, милость фарисеями была отвергнута. «И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?» (Мат. 12:10-13). Даже по строгим правилам фарисеев разрешалось поить домашних животных в субботу, это не было нарушением заповеди. Но как уместно исцеление людей? «Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая».
Исцеляя в субботу, Иисус не грешил. Его дела в субботу были приемлемы для Бога. «…позволительно ли врачевать в субботу?,- спросил однажды Иисус законников и фарисеев, - Они молчали» (Лук. 14: 3-4). Их молчание не означало, что они согласны с Иисусом. Совсем нет. И не всегда так было. К примеру, возьмём событие, происшедшее с человеком, находящимся в болезни 38 лет, который был исцелён в день субботний и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. Тогда «…стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:16-17). «Отец доныне делает», т.е. совершает работу, которая не является нарушением четвёртой заповеди. Бог продолжает делать безостановочно семь дней в неделю день и ночь. Бог трудится, чтобы привести человечество в Его Царство: Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Эта работа совершается и доныне. Но физический труд, согласно четвёртой заповеди, запрещён доныне. Таким трудом Христос в субботу не занимался. Поэтому обвинение Христа по поводу субботнего исцеления в очах Божиих не является справедливым.
Заповедь о субботе из сотни человеческих правил у Иудеев стала большим бременем. Христос отстранил эти заповеди человеческие и показал миру Своим примером истинное соблюдение: «…суббота для человека, а не человек для субботы», - говорит Он, объясняя значение субботы тем, кто абсолютно неверно понимал её цель и назначение (Марк. 2:27). Христос показал, что суббота служит благословением человеку, и разъяснил великий принцип, который стоит в основе четвёртой заповеди, и который так много людей не понимали на протяжении многих сотен лет. Суббота не есть изнурительное бремя и не стоит преградой к радости и счастью. Суббота - это не рабство и не длинный список запретов, а дар, полученный человеком от Бога. Она приносит свободу и благословение, духовное отдохновение. Бог, зная, что хорошо для человека, дал ему субботу. Она была освящена тогда же, когда был сотворён человек. Ведь в шестой день творения Бог сотворил Адама и Еву, а на следующий день - в субботу покоился (Быт. 1:26-27). Поэтому Иисус, когда говорит о субботе, не говорит, что этот день принадлежит народу Израиля. Он утверждает, что суббота сотворена для человека, т.е. для всего человечества, ибо была установлена ещё до грехопадения человека и провозглашена святой, как празднование завершения творения мира. Иисус в Своём учении не отверг субботу и не заменил заповедь о субботе. Он вернул её изначальный смысл и дал учение, которое книжники разрушили своими собственными толкованиями, ибо лживая трость книжников закон Божий превратила в ложь.
Книжники и фарисеи говорили о Христе, что Он не от Бога и не хранит субботы. Некоторые современные христиане говорят немного иначе: Христос от Бога, Он - Сын Божий, но однако нарушал субботу. Но искренние христиане говорят: Христос от Бога, и не мог нарушить ни одну из заповедей, в том числе и субботу, ибо закон Божий был в Его сердце (Пс. 39:9), и Он «подчинился закону» (Гал. 4:4). В нагорной проповеди ложным толкователям закона и тем, которые думали и думают, что Он нарушал субботу, Христос убедительно заявил: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Тертулиан, отец церкви, живший в 145-200 годах по Р. Х., рассуждая о Христе и Его деятельности в субботний день, пишет: «Итак Христос не отменил субботу: Он хранил закон... и у человека с иссохшей рукой, Он исцелил его иссохшую руку» (Tertullianst Martion 6.4. ch 12. ANF. Vol. 3.p.p. 363 c. 61).
Христос субботу не нарушал. Он физическим трудом в субботу не занимался. Он в субботу проповедовал, исцелял и изгонял бесов.
Мир ныне нуждается в людях, которые бы, подобно Христу, проповедовали, исцеляли и изгоняли бесов и в субботу. Да, побольше бы было таких нарушителей субботнего дня в мире сём.
Если бы Христос нарушал субботу, то, по словам книжников и фарисеев, Он действительно был бы «грешником». Книжники и фарисеи, исполненные духом лжи, говорили: «Не от Бога этот человек», «Он злодей», «Он грешник», «Он богохульствует», «в Нём бес», и «силою Веельзевула изгоняет бесов», и те же лжецы говорили: «нарушает субботу». и всё ими сказанное не только ложь, но ложь превыше всякой лжи и даже богохульство. Кроме выше упомянутой книжниками и фарисеями лжи, уместно напомнить ещё одну. Стражи, охранявшие гроб Иисуса, были очевидцами факта Его воскрешения и, «…войдя в город, объявили первосвященникам о всём бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали…они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» (Мат.28:11-15).
Удивительно и даже странно, с одной стороны, что слова книжников и фарисеев «Христос нарушал субботу» многим людям очень восприемлемы, а слова Самого Иисуса Христа, свидетельствующего о Себе «Я не пришёл нарушить закон» остаются без внимания. Слова, которые сказал Тот, в «устах Которого не было лжи» для многих совсем в стороне, а слова людей, которые постоянно говорили ложь на Христа, так восприемлемы и даже стали фундаментом и основой их веры. Но с другой стороны, совсем не удивительно и нет никаких странностей, ибо для Адама и Евы слова сатаны, обольстителя, лжеца и обманщика, были более восприемлемы, нежели слова Самого Бога.
И ещё, не стоит ли задуматься, почему многие не соглашаются с мнением книжников и фарисеев, что Христос богохульствовал, что Он был «не от Бога», был «злодеем», «грешником», что «в Нём был бес», и Он «силою Веельзевула изгонял бесов», что Он не воскрес, а Его украли ученики, когда стражи спали, а с мнением, что Христос «нарушал субботу», соглашаются. Да, действительно, почему? Уже много сотен лет этот серьёзный и важный вопрос: «Почему?» волнует многих.
Церковь Христа твёрдо уверена, что Христос субботу не нарушал. Он нарушал только традиции и предания человеческие.
Церковь Христа убеждена, что книжники и фарисеи без всякого библейского основания говорили, что Христос «нарушал субботу» и причиной нарушения субботы для них было то, что Христос исцелял в день субботний.
Многие христиане, глубоко не вникнув в Священное Писание и в здравое учение Иисуса Христа, а также, подражая определённым традициям человеческим, говорят, что Христос нарушал субботу.
Церковь Христа верит в Того Иисуса, Который не пришёл нарушить закон и никогда никого не учил нарушать субботу и Сам её никогда не нарушал.
Многие соблюдающие первый день недели считают, что кто соблюдает четвёртую заповедь: «помни день субботний» - соблюдает закон Моисеев. Не стоит ли задуматься, чей закон соблюдают, соблюдающие первую заповедь: «Да не будет у тебя других богов…», вторую: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» и третью: «Не произноси имени Бога твоего напрасно…», Моисеев или Божий? Ведь эти три заповеди тоже записаны на первой скрижали. Неужели одна из всех Десяти заповедей, а именно, четвёртая - закон Моисеев, а остальные девять - закон Божий? А кто соблюдает первый день недели, чей тогда закон соблюдает? Моисеев, Божий или человеческий? Очень странно и даже удивительно, не правда ли?
Многие ещё говорят: «Бог Десять заповедей дал только Израилю, а нам Христос дал две заповеди» (Мат. 22:35-40; Марк. 12:28-34; Лук. 10:25-27). В данном случае необходимо добавить, что две заповеди, на которые ссылаются современные христиане, вмещают в себе все десять и начинаются словами: «Слушай Израиль!…» (Втор. 6:4-5).
Очень часто не соблюдающие четвёртую заповедь трактуют следующую фразу: «Нас суббота, т.е. четвёртая заповедь, не спасает, а спасает Христос». А разве соблюдение первого дня недели спасает? А соблюдение заповедей: «почитай отца и мать», «не кради», «не прелюбодействую», «не убей», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай» (Мат. 19:16-19; Рим. 13:8-10)- спасает?
Некоторые ещё заявляют, что если бы необходимо было язычникам, уверовавшим в Христа, соблюдать субботу, то об этом Апостолы написали бы в Деяниях в 15й главе. Но там же Апостолы и не утвердили соблюдение первого дня недели. Зачем его тогда соблюдать? Зачем тогда в первый день недели совершать богослужение, воздерживаться от физического труда и т.п.? Где написано, как первый день соблюдать?
Беда состоит в том, что многие христиане поверхностно читают Библию и не вникают, что такое закон Божий и не видят различие между законами нравственности и другими законами, которые были установлены до времени принятия Христом Голгофской жертвы (Евр. 9:8-14; 10:5-10).
Священное Писание называет закон Божий следующими словами:
1. Закон (Пс. 77:5; Мат. 5:17; 7:12; 12:5; 22:36; Рим. 2:14; 7:7; 1 Тим. 1:9).
2. Закон Господний (1 Пар. 22:12; Пс. 18:8; Иер. 8:8; Ам. 2:4).
3. Закон Божий (Иер. 5:4; Рим. 7:22; 8:7).
4. Закон Моисеев (Мал. 4:4; Деян. 15:5).
Закон Моисеев состоит из пяти книг, в которые были собраны разные по смыслу и значению законы. Закон Моисеев вмещает в себе нравственные, гражданские законы, законы для судей, гигиенические, пищевые, обрядовые, закон Левитского и храмового служения.
На первом месте стоял и стоит нравственный закон - Десять Божиих заповедей. Он был провозглашён вслух для всего народа, написан перстом Божиим, положен в ковчег завета. Остальные законы, переданные Богом, были записаны Моисеем и положены одесную (рядом) ковчега завета (Втор. 31:24-26). Десять заповедей представлены в сокращении ещё в Ветхом Завете (Втор. 6:5; Лев. 19:18). Христос и Апостолы их проповедовали (Мат. 20:37-40; Марк. 12:29-31; Лук. 10:25-28; Иак. 2:8; Рим. 13:9; Гал. 5:14). Таким образом, ядром Моисеева закона были Десять Божиих заповедей, записанных на двух каменных таблицах; в сокращении - это две заповеди, на которых «…основан весь закон и пророки».
Необходимо отметить, что весь цивилизованный христианский мир признал Десять Божиих заповедей вечным, нравственным, моральным законом, который остаётся в силе до конца века, потому что открывает человеку его грех. Пока остаётся грех, есть нужда в законе.
Заповеди морального закона даны для того, чтобы человек мог доказать любовь к Богу и к ближнему. В заповедях морального закона есть мудрость. Человек никогда не пойдёт неправильным путём, если пребудет в мудрости заповедей (Пс.18:8). Все принципы нравственности находятся в моральных заповедях. Без совершенного морального закона существует полный моральный беспорядок.
Закон Христов - здравое учение и моральный закон Нового Завета, основанный на моральном законе Ветхого Завета. Началом проповеди морального закона является нагорная проповедь. И ни один человеческий разум не имеет права исключить из моральной жизни Десять Божиих заповедей, а также из Десяти Божиих заповедей четвёртую - «помни день субботний». Ни один человеческий разум не имеет права перенести святость седьмого дня на первый день недели.
«Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его… и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:2-3). Ни одна из заповедей Десятисловия, в т.ч. и четвёртая, не является тяжкой. Ни одна!
Заповеди «помни первый день недели» в Ветхом Завете не существует. Такой заповеди и в Священных Писаниях Нового Завета нет! Христос субботу не нарушал!

Богдан Криль 
(Продолжение следует)

На главную

 

Сайт создан в системе uCoz